Урок-праздник «Прощание с букварём»
Манеш Альмира Манешкызы, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория, КГУ «Маякская средняя школа», ВКО, Зыряновский район, село Маяк |
Цель урока:
- Закреплять знания учащимися звуков и букв, закреплять умение читать, писать слова, предложения.
- Развивать мышление, память, речь, фонематический слух.
- Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: фонограмма песни «Прощай, Букварь!». На доске вразброс слова: ручка, карандаш, ручка, резинка, тетрадь, линейка. Карточки с пословицами.
Ход урока:
Учитель: Совсем недавно вы впервые переступили порог школы. Прошло несколько месяцев, и вы празднуете свою первую победу. Вы освоили букварь. А сегодня мы собрались поблагодарить букварь и попрощаться с ним.
(Входит Букварь)
Букварь:
Я — букварь, учу читать
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про все, про все
Про реки и моря.
И что у неба нет конца
И круглая Земля.
Про космонавтов к облакам,
Летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Учитель: Букварь, пожалуйста, послушай стихи, которые дети посвящают тебе.
Учащиеся читают:
1) Зима за окном стоит,
Снег в воздухе кружится
А нам сегодня предстоит
С букварем проститься.
2) Сегодня, друзья, мы сюда собрались
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал
Теперь мы читаем страницы.
3) Эта книга всем нужна
Учит грамоте она
Хочешь многое узнать
Научись, малыш, читать.
4) Мы с тобою днем за днем
Ходили в школу с букварем
Мы его с тобой читали,
Все о буквах узнавали.
А теперь настал тот час,
Когда уходит он от нас.
5) Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю я говорю:
«Благодарю»
6) Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я могу прочесть.
7) Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята
Споем ее вместе с друзьями.
Исполняют песню: «Прощание с букварем»
Учитель: Ребята, давайте покажем Букварю и нашим гостям, что вы умеете, чему вы научились.
Дети выходят к доске и по одному читают загадки о буквах, а остальные отгадывают. Ученик, отгадавший загадку, находит ее на доске, показывает всем и рассказывает, что знает об этой букве: какой звук обозначает, гласный или согласный, звонкий или глухой звук.
1) Отвечайте, кто знаток:
Что это за молоток? (Т)
2) Подходящие ворота
Проходи, кому охота. (П)
3) Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто. (У)
4) Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок. ©
5) В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)
6) Дрожу от страха
До сих пор!
Воскликнуло полено, —
Похожа буква на топор
Расколет непременно.
7) На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3. (З)
Учитель: Молодцы! Буквы вы знаете. А как вы умеете разгадывать ребусы.
Учащиеся разгадывают ребусы.
З пе
ние л
— Что такое знания? Что такое пенал? Какие еще бывают школьные принадлежности?
Игра «Буквы разбежались»
На доске даны слова: ручка, карандаш, резинка, тетрадь, линейка, букварь и кукла. Буквы в словах стоят вразброс. Их нужно расставить по порядку. (По одному слову у доски)
Учитель: Какое из этих слов лишнее? Почему вы так думаете?
Физминутка: игра «Собери портфель»
Кто быстрее соберет в портфель школьные принадлежности (по 2 учащихся). На столе лежат: учебник, ручка, кукла, карандаш, машинка и тетрадь. Нужно выбрать только те предметы, которые нужны в школе.
Учитель: А как вы умеете читать.
Чтение детьми пословиц и поговорок о знаниях, учебе (у каждого ребенка на парте карточка, где записана пословица)
- Красна птица пером, человек умом.
Ученье-путь к уменью.- Без муки нет науки.
- Возьми книгу в руки — не будет скуки.
- Не знать — не страшно, страшно — не узнать.
- Человека украшает не одежда, а знания.
Учитель: Чему учат эти пословицы?
Физминутка: Конкурс пантомим. На листочках записаны задания. Дети по одному выходят и показывают, а остальные должны отгадать.
Букварь: Молодцы, ребята. Я рад, дети, что вы умеете читать. Но научил я вас еще не всему. Я привел к вам на праздник гостью.
Родное слово: Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами.
Исполняет песню «Песенка бедного студента»
Вы закончили букварь,
Вам это знакомо,
Расставаться с ним вам жаль —
Не вынесешь такого.
Вы все буковки прошли
И читаете сами.
Не вернуть уж эти дни —
Грамотными стали.
То ли еще будет.
То ли еще будет.
То ли еще будет.
Ой-Ой-Ой!
Но дорогой Букварь, я боюсь, не обидят ли меня твои друзья?
Букварь. Со мной первоклассники обращались бережно. Дети знают, как нужно обращаться с книгами.
Как обращаться с книгами?
(ответы детей)
Вот и пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать
Всегда старательно учиться
И про букварь не забывать!
А на память я подарю вам закладки для новой книги.
(дарит закладки и уходит)
Родное слово Вы прочли букварь до корки.
Вам по чтению пятерки
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Вам сегодня выдаю удостоверения.
В том, что вы букварь прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Ты прочтешь любые книжки.
(Вручает удостоверения)
Учащихся поздравляют родители.
Праздник заканчивается чаепитием.
Список литературы:
1. Павленко В.К., Абенова
2. Журнал «Начальная школа» № 8, 2011 г.
- 7840 просмотров