Урок религиоведения «Понятие о религии»
Цель: ознакомление учащихся с понятием религия, изучение основы вероучений в мировых религиях, их сходств и различий научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию
Задачи:
- Образовательная: дать учащимся знания о религии; познакомить со структурой религии
Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно принимать решения относительно религиозной сферы жизни.
Воспитательная: сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий, способствовать воспитанию общечеловеческихдуховно-нравственных ценностей.
Тип урока: вводный, изучение нового материала.
Форма: комбинированный урок
Основные понятия: религия, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, ислам, христианство, буддизм.
Оборудование:
- Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.
- Дополнительные устройства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.
Структура урока:
Этапы
|
Формы и методы
|
Время
|
Подготовительный | Подготовка учащимися сообщений и мултимедийных презентаций по теме: «Мировые религии». | Дополнительно дома |
1 этап Вводно—мотивацианная часть | Постановка целей и задач урока. Вводное слово учителя. | 1–2 мин. 3 мин. |
2 этап. Повторение изученного материала | Работа учащихся по вопросам с показом слайдов.
|
10 мин. |
3 этап. Изучение материалов урока | Выступление учащихся с выбранными сообщениями с показом презентаций. Работа класса над заполнением таблицы. | 20 мин. |
4 этап. Обобщение и закрепление | Ответы на обобщающие вопросы. | 5 мин. |
Заключение | Подведение итогов. Выводы. | 3 мин. |
Ход урока:
1. Вводно-мотивационная часть
2. Повторение изученного материала
- Дайте определение религиоведения.
- Вспомните с какими науками тесно связано религиоведение?
- Перечислите задачи религиоведения.
- Назовите функции религиоведения.
3. Изучение материалов урока
Вводное слово учителя. Ознакомление с понятием религия. Понятие о религии.
Религиозная вера у первобытных людей была связана с их деятельностью. Для земледельца главными благами было Солнце, прогревающее Землю и Облака, поливающее поля влагой. Для скотоводов богом был
Тем не менее человеки стал задумываться, что помимо сил Природы существуют Всевышние силы Создателя, управляющие ими. Люди считали, что самые счастливые дни в жизни и самые тяжелые минуты зависят от Создателя. Благодаря таким понятиям и возникла религия.
Объясните, как вы понимаете слово Религия? (вопрос к классу)
Закончите фразу: «Религия (в понимании древних) это……
(Религия (в понимании древних) это вера человека в Создателя, Бога, в силы добра и зла).
Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Происхождение этого слова связывают с латинским глаголом «относиться с уважением», а по другой версии «связывать» (небо и землю, божество и человека… Когда говорят о возникновении религии, очень часто используется термин религиозные культы и такие термины как, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Фетишизм — (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.
Анимизм — (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы? (вопрос к классу) Что вам известно о религиях в современном мире? (вопрос к классу) Расскажите, какие вам изестны крупнейшие мировые религии? Сегодня мы поговорим о религиях, достигших мирового значения.
Выступление учащихся с сообщениями. Слово предоставляется группам экспертов учащихся, подготовивших сообщения о мировых религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую презентацию. См. варианты презентаций учащихся Буддизм, Христианство, Ислам. (По ходу сообщений класс заносит необходимую информацию в информационную Таблицу 1, которая остаётся у учеников и вклеивается в рабочую тетрадь. таблица, распечатывается заранее и раздаётся
Религия
|
Дата
|
Место возникновения
|
Основатель
|
Священные книги
|
Что проповедует
|
Буддизм | 6–5 века |
Индостан | Сетдхартха Гаутама Будда | Трипитака | 1.Довериться судьбе 2.Переносить любые трудности 3.Быть выдержанным и спокойным |
Христианство (избранный богом) | 2 век | Римская империя | Иисус | Библия | 1.Покаяние 2.Послушание 3.Смирение 4.Судный день |
Ислам (рабы всевышнего) | 7 век | Аравия Мекка | Мухаммед | Коран | 1.Терпение и покорность 2.Все люди братья 3.Кто был терпеливым на этом свете — будет в раю Законы — шариат 1.Верить в Аллаха 2.Читать 5 намазов 3.Держать оразу 4.Помогать слабым, бедным. 5.Совершать хадж, паломничество в Мекку. |
4. Закрепление и обобщение:
- Что такое религия?
- Какую роль и функции она выполняет?
- Какие виды религий известны человечеству?
- Что такое мировые религии?
- Объясните, почему данные религии названы мировыми?
- Проанализируйте, какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?
- Как можно объяснить между ними различия?
5. Сделайте вывод, чем является религия для человечества? (вопрос к классу)
Религии считаются драгоценнейшим достоянием человечества. Они содержат бесценный опыт и глубинную мудрость многих поколений. Религии до недавнего времени были тесно переплетены со всеми сторонами человеческой жизни: наукой, философией, педагогикой, экономикой, политикой, повседневном бытием. В той или иной степени они продолжают оказывать это виляние и сейчас, даже на обычную жизнь вовсе нерелигиозных людей.
6. Домашнее задание. Прочитать и пересказать параграф. Группе учащихся подготовить сообщение об основателях религии
1.Иисус 2.Мухаммед 3.Будда
7. Этап подведения итогов урока
Учитель отмечает работу наиболее активных учащихся.
Таблица 1.
Религия
|
Дата возникновения
|
Место возникновения
|
Основатель
|
Священные книги
|
Что проповедует
|
Буддизм | |||||
Христианство | |||||
Ислам |
- 27446 просмотров