Урок русского языка: «О солнца свет! О свежий дух берёзы!»
Кузнецова Светлана Геннадьевна учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории высшего уровня КГУ «Каменнобродская средняя школа» с. Каменный Брод Айыртауского района СКО |
8 класс
Цель: развитие навыка написания
Задачи: развивать навыки выделения основных
Оборудование: карточки с фрагментами текста рассказа М. Аверина, заданиями для самостоятельной работы, презентация к уроку.
Ход урока
I. Оргмомент
Проверка готовности класса к уроку. Создание позитивного настроя у учащихся.
II. Мобилизующий этап
Урок начнём с загадок.
Загадка 1.
В одном из лесных озёр жила русалка, которая любила резвиться под луной на берегу. Однажды её увидел бог Хорс и влюбился в неё. Захотел Хорс, чтобы юная русалка стала его возлюбленной. И не отпускал Хорс от себя русалку. Тогда, спасаясь от Хорса, русалка превратилась в дерево с белоснежной корой, чтобы навечно остаться на берегу озера.
Загадка 2.
— О каком дереве идёт речь и в древнем мифе, и в миниатюре Солоухина?
III. Объявление темы урока
IV. Подготовка к написанию сочинения
1. Формирование понятия о происхождении слова «берёза». Берёза. Что же это за дерево?
Чтение выписки из Этимологического словаря. «Берёза. Исторический корень бе- со значением „блеск, белизна“. Тот же корень в слове белый». (из Этимологического словаря
— Почему берёза так называется?
2. Повторение типов речи
Вернёмся ещё раз к текстам. К какому типу речи относится каждый из них? (первый текст — повествование, второй — описание). Найдите в тексте Солоухина сравнения и выпишите их. (как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег).
— Какое слово используется при сравнении? (Как)
3. А сейчас взглянем на берёзу с другой стороны. В народной песне о берёзе поётся:
Первое дело — мир освещать, Второе дело — детей утешать, Третье дело — больных исцелять, Четвёртое дело — чистоту соблюдать.
Объясните эту народную мудрость. А какие народные приметы, связанные с берёзой, вы знаете? (в старину избы освещались лучинами, сделанными из берёзовых поленьев; из берёзы можно сделать игрушку для ребёнка; листья и почки берёзы используются в народной медицине; зелёные листья берёзы выделяют необходимый человеку кислород, очищают воздух от вредных газов)
4. Чтение рассказа
Берёза святая
Часть первая
Возле нашей заимки росла молодая берёза. И вот мы с Васей заметили: после каждой нашей трапезы дед Тимошарушка троекратно крестился в её сторону и нашёптывал про себя коротенькую молитву. Вася не стерпел однажды:
— А чего ты всегда молишься на вот эту берёзу?
— Понравилась, вот и молюсь. Она для меня как бы святая. Как бы дохтур мой… Я, Вася. Много краёв на земле пообъездил, много всяких лесов видел, но краше и милее родных берёз на земле не встречал. Берёза нашенская для человека и животных всесторонне полезна. Она и лечит, она и кормит. Например, заяц зимой, когда всё покрыто снегом, — чем питаться? Корой. Люди в голодный год
Читаем рассказ по частям, выписываем ключевые слова.
— Почему Тимошарушка молился на берёзу?
Часть вторая
— А как берёза лечит? — спросил Вася.
— Всяко лечит, — сказал Тимошарушка. — Если ты простудился, бери берёзовый веник, иди в баньку — как рукой снимет болезнь твою. Вот у меня в брюхе одно лето страшные болезни появились — я в город к дохтуру, а он меня порасспрашивал и говорит: «Желудок у тебя болен». Дал
— Грех ли это — молиться на берёзу?
Часть третья
Люди рассказывают, как в берёзовых почках ревматизму вылечивают, как волосы на голове укрепляют, как своим соком берёза помогает людям больные почки вылечивать, дёгтем — сбитые спины лошадям, а человеку — чесотку…
А ишо скажу вам, кто живёт посреди берёзовых лесов, тот человек куда здоровее каждого горожанина. От берёз легче дышится.
Вот потому то, Вася, для нас с вами каждая берёзонька — та же икона божья. Берёза — райское создание.
— Почему рассказ называется «Берёза святая»?
5. Составление ассоциативного ряда
А какую пользу, кроме материальной, приносит берёза? Почему о ней сложено так много стихов? (это очень красивое дерево)
Какой поэт особенно трогательно относился к берёзе? (Сергей Есенин)
Каждый знает, что в самородных, плещущих через край стихах Есенина берёза не просто желанная гостья, а подчас и хозяйка. Сквозь сети его чарующих строк видится нам заветная «страна берёзового ситца» и бесшабашный русокудрый парень, обнявший берёзку, «как жену чужую».
6. Чтение стихотворения «Задремали звёзды золотые» ученицей, получившей индивидуальное задание.
Давайте вспомним, что называется эпитетом? Найдите и выпишите из стихотворения эпитеты, относящиеся к берёзе.
А что называется олицетворением? Метафорой?
7. Самостоятельная работа по вариантам.
1 вариант | 2 вариант |
Выпишите метафоры | Выпишите олицетворения |
О тонкая берёзка, что загляделась в пруд? | О тонкая берёзка, что загляделась в пруд? |
Взбрезжи, полночь, луны кувшин, зачерпнуть молока берёз! | Взбрезжи, полночь, луны кувшин, зачерпнуть молока берёз! |
Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. | Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. |
Злой октябрь осыпает перстни С коричневых рук берёз. | Злой октябрь осыпает перстни С коричневых рук берёз. |
Над ним берёзка, Веткой упираясь, Говорит сквозь слёзы, Тихо улыбаясь. | Над ним берёзка, Веткой упираясь, Говорит сквозь слёзы, Тихо улыбаясь. |
Между сосен, между ёлок, Меж берёз кудрявых бус Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус. | Между сосен, между ёлок, Меж берёз кудрявых бус Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус. |
(Метафоры: молоко берёз, кудрявые бусы берёз, с коричневых рук берёз. Олицетворения: берёзка загляделась в пруд; берёзы плачут по полям; улыбнулись берёзки; берёза говорит сквозь слёзы, тихо улыбаясь).
8. Продолжите предложения, запишите их:
Входишь в берёзовую рощу и чувствуешь…
Глядя в чужом краю на берёзку, вспоминаешь…
Как увидишь берёзку, задумаешься о…
Каждому из нас дорога берёзка тем, что…
9. Составьте текст, используя следующие словосочетания. Озаглавьте текст.
Белоснежные стволы, растёт у корней, поют в ветвях, изумрудная зелень листвы, бархатные травы, слабо шевелятся, колеблемые лёгким ветром, тонкие ветки, копошится у корней, светло и прохладно, капельки росы, сверкают бриллиантами, дарит здоровье, всем рада.
Чтение отдельных авторских работ.
— Текст о летней или осенней берёзе у вас получился?
V. Обобщение
Что вы узнали нового о берёзе? Чему научил вас урок?
VI. Д/з .
Взгляните на слайд. Какая берёза изображена? Ваше домашнее задание — описать осеннюю берёзу.
- 9091 просмотр