Урок русского языка: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Юркинсон Наталья Искаковна |
Цель урока:
1) Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что? Закреплять умение находить в тексте имена существительные, подбирать их самостоятельно, разбирать слова по составу.
2) Развивать умение классифицировать, активизировать словарный запас, навык самопроверки.
3) Воспитание ценностного отношения к дружбе.
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование: Материалы учебника, интерактивная доска, слайды, иллюстрированный материал,
Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы, приёмы: наглядный (иллюстрации, слайды), практический (упражнения), словесный (беседа)
Ход урока:
1. Организационный момент. Круг радости.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире Дружбы круг.
Слева друг и справа друг.
А вместе это — Дружбы круг.
Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь — намного важней.
Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей сто друзей»
2. Проверка домашнего задания: упражнение 425
Слайд № 1
На берегах озера Жарколь можно встретить одну из редких птиц — пеликана. А в знойной степи обитает хищная птица пустельга. |
Учитель: Назовите неодушевлённые имена существительные, которые вы подчеркнули одной чертой.
Дети: Неодушевлённые имена существительные — это берега, озеро Жарколь, степь.
Учитель: Правильно. Назовите одушевлённые имена существительные, которые вы подчеркнули двумя чертами.
Дети: Одушевлённые имена существительные — это птица, пеликан, пустельга.
Слайд № 2
На берегах озера Жарколь можно встретить одну из редких птиц — пеликана. А в знойной степи обитает хищная птица пустельга. |
Учитель: Проверьте правильность выполнения домашнего задания.
3. «Элементарные вопросы» — Актуализация опорных знаний, умений, навыков
Учитель: Какие части речи вы знаете?
Дети: Имена существительные, имена прилагательные, глагол, предлог, союз. Учитель: На какие группы можно разделить части речи?
Дети: Части речи бывают самостоятельные и служебные.
Учитель: Назовите самостоятельные части речи.
Дети: Самостоятельные части речи — это имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Учитель: Приведите примеры.
(Ответы детей)
Учитель: Назовите служебные части речи.
Дети: Служебные части речи — это союз и предлог.
Учитель: Для чего служат союз и предлог?
Дети: Служебные части речи служат для связи слов в предложении.
Учитель: Приведите примеры
(Ответы детей)
Учитель: Проверьте по таблице, правильно ли мы ответили?
Слайд № 3
Части речи | |
Самостоятельные | Служебные |
Имя существительное Кто? человек, что? песня |
Предлог в, за, на, под, от, через, из |
Имя прилагательное какой? быстрый какая? смелая какое? тихое Какие? умные |
Союз |
Глагол что делать? видеть Что сделать? услышать |
Учитель: С какой частью речи мы работали на предыдущих уроках?
Дети: На предыдущих уроках мы работали с именем существительным.
Учитель: Что мы узнали об имени существительном?
Дети: Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что? Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Учитель: Какие существительные мы можем назвать одушевлёнными?
Дети: Имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются одушевлёнными.
Учитель: Приведите примеры.
(Ответы детей)
Учитель: Какие имена существительные называются неодушевлёнными?
Дети: имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными.
Учитель: Приведите примеры.
(Ответы детей)
Учитель: Проверьте свои знания по таблице.
Слайд № 4.
Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными Кто? человек, котёнок Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными. Что? Дружба, игра |
4. Работа по теме урока.
1) Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Наступает самая сказочная часть урока. Мы отправляемся в сказочный лес. А чтобы узнать, в какую сказку мы отправимся, надо отгадать загадку.
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке.
Учитель: Правильно, Колобок.
Показать рисунок сказочного героя
Учитель: Мы будем сегодня на уроке выделять из текста имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, с помощью образовательных частей слова образуем новые имена существительные, подберём к ним подходящие имена прилагательные.
2) «Проще простого» — Словарный диктант
Учитель: В грамматическом царстве, в лесном государстве у старика со старухою жил Колобок. Надоело ему лежать на окошке, скатился он на землю и покатился по тропинке.
Глядь, а на тропинке что за зверь лесной?
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы — уши больше головы.
Учитель: Ну, конечно это был зайчик.
Показать рисунок зайца.
— Колобок, ты так вкусно пахнешь! Я тебя съем.
— Нет, это будет несправедливо. Ты дай мне задание. Если я не справлюсь, тогда съешь меня. А если выполню задание, то отпустишь.
Заяц согласился:
— Вот тебе задание.
Учитель: Ребята, мы же поможем Колобку справиться с заданием?
Напишите без ошибки под диктовку вы слова.
Докажите, что не зря мы учим словарные слова.
Учитель диктует: Пальто, помидор, платок, пиала, посуда, песок, пенал, пятница.
Слайд № 5
Пальто, помидор, платок, пиала, посуда, песок, пенал, пятница |
Учитель: Ребята, проверьте, правильно ли вы написали словарные слова. (Самопроверка) Что общего в этих словах?
Дети: Это имена существительные, отвечают на вопрос что?, неодушевлённые, начинаются с буквы П.
3) «Не сломайте голову» — Комментированное письмо
Учитель: Выполнил Колобок задание. Зайчику очень понравился Колобок и решил он с ним подружиться. Потом поскакал Зайчик своей дорогой, а Колобок покатился дальше. Вдруг навстречу ему:
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
Учитель: Кто это? Правильно, лиса.
Показ рисунка лисы.
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Нет уж, лиса, ты дай мне задание. Если не выполню, тогда и съешь меня.
— Хорошо, получи задание.
Слайд № 6
Лето дождлив / ый / ое / ая / роса утренн / яя / ий / ая / солнце ярк / ие / ая / ое / вечер суботн / ие / ая / ий / |
Учитель: Подберите подходящие имена прилагательные. Составьте словосочетания, запишите их в тетрадь (Один ученик комментирует). Какая часть слова помогает нам связывать слова в предложении?
Дети: Связывать слова в предложении помогает окончание.
4) «Это нам под силу» — Игра «Чей ряд больше?» — Групповая работа
Учитель: Спасибо за то, что помогли Колобку выполнить задание. Поняла лиса, что не одна она в лесу умная и решила на всякий случай заиметь находчивого друга. Подружилась лиса с Колобком. Лиса пошла своей дорогой, а Колобок покатился дальше. Вдруг на лесную полянку выскочил тот,
Кто зимою холодной
Бродит злой и голодный.
Дети: Волк.
Учитель: Правильно, это волк.
Показ рисунка волка.
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от зайца ушёл, я от лисы ушёл. А ты, волк, хочешь меня съесть? Ты лучше дай мне задание. Если не выполню, тогда съешь меня.
— Хорошо, получай задание!
Учитель: Один ряд запишет на доске одушевлённые имена существительные, другой ряд — неодушевлённые. Победит тот ряд, который за определённый промежуток времени напишет больше слов, названий предметов, которые можно встретить в лесу.
Например:
кто? что?
волк лес
лиса дорога
заяц кусты
медведь трава
5) «Словесный конструктор» — Образование новых слов
Учитель: Умный Колобок опять справился! Грустный волк решил, что неплохо было бы иметь умного Колобка в товарищах. Захотел и волк подружиться с Колобком. Голодный, но довольный Волк пошёл своей дорогой, а Колобок катится по тропинке, радуется, что от всех ушёл, много друзей нашёл. Вдруг навстречу громадина!
Он в берлоге спит зимой под большой сосной,
А когда придёт весна, просыпается ото сна.
Учитель: Кто это? Конечно же, Медведь.
— Колобок, Колобок, я тебя съем
— Да что вы все заладили: съем да съем! Ты, Миша, дай мне задание. Не выполню — тогда съешь.
Почесал Медведь лапой за ухом:
— Будет тебе задание, Колобок!
Учитель: Образуйте и запишите новые имена существительные от тех, которые записаны на доске. С помощью каких частей образуются новые слова?
Дети: Новые слова образуются с помощью суффиксов и приставок.
Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадях.
Например: Волк — волчица, лиса — лисёнок, заяц — зайчишка, куст — кустик, лес — лесок
Учитель: Выделите суффиксы.
5. Физминутка
6. «Все краски слов» — Работа с учебником.
Учитель: Ребята, вы сегодня молодцы. Очень хорошо помогли Колобку справиться с заданиями. Катится Колобок дальше. Вдруг навстречу ему выкатился:
Нос как у свинки, да колки щетинки.
Дети: Это Ёжик.
Учитель: Да, это был Ёжик. И он тоже:
— Колобок, Колобок, я тебя съем, ты очень вкусно пахнешь!
— Нет уж, ёж, давай и ты мне задание. А потом посмотрим.
Стыдно стало ежу. Дал он Колобку такое задание.
Учитель: Спишите предложения из упражнения 427. Определите известные тебе части речи.
Слайд № 7
1. В одежде богатой, а сам — слеповатый. Живёт без оконца, не видывал солнца. 2. В траве скрипач несётся вскачь. 3.
Учитель: Каждая часть речи знаменательна
7. «Кружево слов» — Задание для развития познавательных способностей.
Учитель: Пообещал Ёж стать для Колобка другом. Попрощался Колобок с ежом и решил идти домой. Катится, песенки поёт. Катится мимо озера, а там пять утят всё время галдят, ссорятся. Как помирить утят? Надо их накормить. Помогите Колобку собрать слова.
Показ рисунка озера, по которому плавают утята и листики с буквами.
Т Р А Л И С В К Ж У
Учитель: Назовите одушевлённые имена существительные и неодушевлённые.
8. Итоги урока.
Учитель: Катится Колобок дальше. А навстречу ему старик со старухой идут. Обрадовались они, что с Колобком ничего не случилось. Взяли его на руки и пошли домой. Рассказал им Колобок, что с помощью ребят нашёл он себе в лесу много друзей. Тут и сказке конец.
— Ребята, вспомните, какие задания мы выполняли вместе с Колобком?
(Ответы детей)
9. Домашнее задание.
Упражнение 428
10. Оценка учащихся с комментариями.
11. Круг от сердца к сердцу
Дети дарят гостям сердечки (изготовлены заранее)
— Мы предлагаем вам дружбу.
Мы отдаём вам своё сердце.
— Колобок, ты так вкусно пахнешь! Я тебя съем.
— Нет, это будет несправедливо. Ты дай мне задание. Если я не справлюсь, тогда съешь меня. А если выполню задание, то отпустишь.
Заяц согласился:
— Вот тебе задание.
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Нет уж, лиса, ты дай мне задание. Если не выполню, тогда и съешь меня.
— Хорошо, получи задание.
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от зайца ушёл, я от лисы ушёл. А ты, волк, хочешь меня съесть? Ты лучше дай мне задание. Если не выполню, тогда съешь меня.
— Хорошо, получай задание!
— Колобок, Колобок, я тебя съем
— Да что вы все заладили: съем да съем! Ты, Миша, дай мне задание. Не выполню — тогда съешь.
Почесал Медведь лапой за ухом:
— Будет тебе задание, Колобок!
— Колобок, Колобок, я тебя съем, ты очень вкусно пахнешь!
— Нет уж, ёж, давай и ты мне задание. А потом посмотрим.
Стыдно стало ежу. Дал он Колобку такое задание.
- 18112 просмотров