Урок русского языка: «Порядковые числительные»
Сапаргалиева Асель Асановна |
Урок русского языка в 6 «В» классе с русским языком обучения
Тип урока: комбинированный
Форма проведения:
Цель: закрепление и расширение знаний учащихся об имени числительном.
Цели:
- повторение изученного в разделе «Имя числительное» (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных;
- развитие умений производить синтаксический разбор, изменять порядковые числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
- воспитание интереса к изучению русского языка, воспитание любви к Родине.
Оборудование: слайды с картинами достопримечательностей Астаны, физической карты, видеоролик Дениса Матвеева о поездке в Казахстан. (подготовить слайды к учебному материалу, подобрать тексты о Казахстане (всё зависит от творчества учителя)).
Формы организации работы детей: фронтальная
Ход урока
І. Организационный момент. Мотивация учащихся. Постановка цели урока
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о числительных. Задача нашего урока: узнать, как склоняются порядковые числительные и научиться склонять их правильно.
ІІ. Актуализация знаний. Фронтальный опрос
— Ну, а теперь поговорим о числительных.
Вопросы и задания:
- Что называется именем числительным? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы сколько? который? какой?)
- Назовите разряды числительных по значению. (Количественные и порядковые)
- Что обозначают количественные и порядковые числительные? (1.Называют количество предметов, 2. Обозначают порядок предметов при счёте)
- На какие разряды делятся количественные числительные? (целые, дробные, собирательные)
- Как изменяются количественные числительные? (по падежам)
- Как изменяются порядковые числительные? (по падежам, родам и числам)
- Какими членами предложения могут быть количественные числительные? (Они могут быть разными членами предложения: подлежащими, сказуемыми, дополнениями)
- Какими членами предложения могут быть порядковые числительные? (Они обычно являются определениями)
ІІІ. Проверка домашнего задания
Найти и рассказать стихи о Родине, в которых используются имена числительные;
ІV. 1) Путешествие
— Ребята, мы живём в прекрасной стране, которая называется Республика Казахстан. Сейчас я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие вместе с российскими студентами в столицу нашей Родины — Астану и в Алматы. Но прежде вы должны на карте указать территорию Казахстана (Ученики показывают на карте территорию Казахстана)
— Какое место в мире занимает Казахстан по величине своих размеров?
(Казахстан — страна в Евразии, занимающая девятое место в мире по размеру территории).
— Совершая путешествие, мы с вами увидим не только много интересного, но и попытаемся выполнить целый ряд занимательных упражнений и заданий. Итак, вы готовы? Тогда начинаем.
— При просмотре ролика вы должны на листочках записать имена числительные, которые прозвучат в этом путешествии. Вооружитесь ручками и листочками.
Просмотр видеоролика Дениса Матвеева «Поездка в Казахстан»
2) Вопрос:
— Понравилось ли вам путешествие? Что именно?
— Какие числительные вы выписали? Прочитайте.
Зачитывание выписанных числительных
— К какому разряду числительных они относятся?
ІV. Работа в тетради
— Откройте тетради, запишите число и тему урока.
— Составьте предложения с использованием порядковых числительных по теме «Родина». С одним из предложений произвести синтаксический разбор.
V. Работа над новым материалом
Ученики слушают объяснение учителя по таблице.
При склонении простых и сложных порядковых числительных изменение происходит по модели прилагательного:
Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число | |
И. | Пятый (день) | Пятое (платье) | Пятая (неделя) | Пятые (ножницы) |
Р. | Пятого (дня) | Пятого (платья) | Пятой (недели) | Пятых (ножниц) |
Д. | Пятому (дню) | Пятому (платью) | Пятой (неделе) | Пятым (ножницам) |
В. |
Пятый (день) Пятого (ученика) |
Пятое (платье) | Пятую (неделю) | Пятые (ножницы) Пятых (братьев) |
Т. | Пятым (днём) | Пятым (платьем) | Пятой (неделей) | Пятыми (ножницами) |
П. | (О) Пятом (дне) | (О) Пятом (платье | (О) пятой (неделе) | (О) пятых (ножницах) |
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное род | |
И. | Двадцать первый (день) | Двадцать первое (платье) | Двадцать первая (неделя) | Двадцать первые (ножницы) |
Р. | Двадцать первого (дня) | Двадцать первого (платья) | Двадцать первой (недели) | Двадцать первых (ножниц) |
Д. | Двадцать первому (дню) | Двадцать первому (платью) | Двадцать первой (неделе) | Двадцать первым (ножницам) |
В. | Двадцать первый (день) | Двадцать первое (платье) | Двадцать первую (неделю) | Двадцать первые (ножницы) |
Т. | Двадцать первым (днём) | Двадцать первым (платьем) | Двадцать первой (неделей) | Двадцать первыми (ножницами) |
П. | (О) двадцать первом (дне) | (О) двадцать первом (платье) | (О) двадцать первой (неделе) | (О) двадцать первых (ножницах) |
Порядковые числительные похожи на прилагательные. Как и прилагательные; они изменяются по родам, числам и падежам. Порядковые числительные образуются от основы соответствующих количественных числительных с помощью окончаний прилагательных: шесть -> шестой (ая, -ое, -ые), шестого (ой, -ого, -ых).
Обратите внимание!
Количественные | Порядковые |
один | первый |
два | второй |
три | третий (-ья, ье, -ьи) |
четыре | четвёртый |
семь | седьмой |
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: две тысячи шестой год — две тысячи шестого года.
VI. Закрепление изученного
1) Просклоняйте порядковое числительное восьмой. 1 ученик работает у доски.
2) Просклоняйте составное числительное, год вашего рождения. (
1 ученик работает у доски.
Сегодня мы рассмотрим не только склонение порядковых числительных, но и перелистаем страницы истории нашей столицы.
VII. Чтение текста о Казахстане. Читают ученики
VIII. Итоги урока
— О чем говорили на уроке?
— Чему учились?
— Как склоняются порядковые числительные?
IX. Домашнее задание
Выберете одно из предложенных заданий:
- 1 уровень упр. 274 (письменно ответить на вопросы)
- 2 уровень — составить небольшой рассказ с использованием числительных «Село, в котором я живу»
- 3 уровень —
сочинение-миниатюра . Опишите архитектурный памятник города Алматы с использованием числительных.
- 16024 просмотра