Урок русского языка: правописание букв И — Ы после Ц
Глазунова Людмила Александровна учитель русского языка и литературы, стаж работы 17 лет, вторая квалификационная категория КГУ «Мамлютская санаторная средняя школа-интернат» Северо-Казахстанская область, г. Мамлютка |
Цель урока: знакомство с орфограммой «Буквы и — ы после ц»
Задачи:
- обучающие: знать правило выбора букв и — ы после ц;
- развивающие: развитие внимания и умения творчески воспринимать материал; : работать над совершенствованием следующих ключевых компетенций:
- в целях развития учебно-познавательной компетенции, необходимо научить учащихся сравнивать предложенные языковые единицы, делать выводы, составлять целое из отдельных частей, анализировать составленные кластеры.;
- с целью создания условий для формирования информационной компетенции средствами предмета необходимо научить ребят воспринимать учебную информацию и оформлять ее в схему или опорный конспект;
- для развития коммуникативной компетенции необходимо развивать грамотную и образную речь, умение работать в группе, в парах;
- с целью развития общекультурно компетенции развивать у учащихся умение вести себя в обществе, проявлять уважения к мнению другого;
- воспитательные: воспитание уважительного отношения к русскому языку и привлечение учащихся к активной познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний»
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы:
а) репродуктивный
б) проблемный
в) объяснительно-иллюстративный
Интерактивные методы объяснения: наглядный, словесный.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход урока
1. Орг. момент
Сәлеметсізбе балалар.
Учитель Улыбнитесь мне, друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.
Отырыңдар.
Девизом нашего урока будут слова О. Соболевой. (слайд 2)
Орешек знаний тверд.
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Желание — хочу всё знать!
Учитель Ребята, сегодня мы продолжим работу в нашей небольшой научной лаборатории, узнаем к концу урока, кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.
II. Объяснение нового материала
— Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. (Материал для наблюдений на доске пока закрыт). (слайд 3)
Станция улицы
Цирк синицын
цыплёнок
— Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.
А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
— Почему же так? Наша задача — разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда — И. Какова же тема нашего урок?
— Помогите мне сформулировать ее. (слайд 4)
«Правописание ы-и после ц». Учитель записывает тему урока на доске, дети — в тетрадях. (слайд 5, 6 )
— Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда — и, продолжим наши наблюдения. отправимся на веселый урок «Радионяни».
Прочитайте выразительно стихотворение. (слайд 7)
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
— Назовите слова с ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы).
— Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете?
Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 173 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух). (слайд 8)
— По правилам грамматики после Ц пишется Ы: (слайд 9)
1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы.
2) Второй случай, когда пишется Ы — в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын.
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып. Эти слова нужно запомнить.
— А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь. (Звукозапись, слайд 10)
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
Ученик спрашивает. А слова цыц
Учитель А слово цыц будет сейчас. ( Звукозапись, слайд 11)
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.
— Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)
— Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть). (слайд 12)
— Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» — формула общеизвестная. (слайд 13)
Учитель Ребята, к сожалению, правило неполное. Нам, нужно с вами доказать
— А когда же пишем после ц И? (слайд 14)
— В корнях слов: цирк, цифра и др.
— В словах на -ция: лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ — входит в состав корня.
Создание коллективного опорного сигнала Дети предлагают свои варианты группировки материала, создают опорный конспект в виде таблицы, схемы, видеоряда. В результате работы получилась таблица:
цы |
ци |
1) 2) |
1) 2) |
цы |
ци |
1. окончание Ы |
1. в корне |
2. суффикс –ын |
2. на -ция |
3. слова-исключения |
|
III. Закрепление изученного
1. Устный орфографический разбор. 1. Распределительный диктант (распределить слова по двум столбикам цы и ци).
Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция.
2. Упражнение с вылетом букв. (слайд 15)
3. Работа с учебником. Упр 404.
4. Физкультминутка. (слайд 16)
5. «Лови ошибку» входит почтальон Печкин с письмом от Незнайки
Учитель К нам в очередной раз приходит письмо от Незнайки, давайте прочтём его и исправим ошибки. (слайд 17)
Профессору Синицину
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Незнайка
(Текст с ошибками, которые исправляются ярким красным цветом, с объяснением.)
Толкование новых слов.
Циклон — вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью. (слайд 18)
Цикады — хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот. (слайд 19)
8. Итог урока (слайд 20, 21)
Ребята, вспомните, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
— Достигли ли мы ее?
— Что вы сегодня узнали?
— Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц? (слайд 22, 23)
Тест первичного контроля (слайд 24-30)
Д, З, пар. 47 упр 406 (слайд 31)
Комментирование оценок
Рефлексия. (слайд 32)
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦЫ и ЦИ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы! (слайд 33)
Назарларыңызға рақмет.
Приложение
Использованные источники: httpss://doc4web.ru/
- 9653 просмотра