Урок русского языка в 4 классе на тему: «Лес и ручей»
Тайлакова Бакытгуль Кожабергеновна, учитель русского языка и литературы в казахской школе, 1 категория, стаж 27 лет. «Жаксыкылышская средняя школа № 19», Кызылординская область, Аральский район, поселок Жаксыкылыш |
Существительные среднего рода
Цели:
- Образовательные: повторить знания о родах имени существительного, ввести дополнительные сведения, необходимые для дальнейшего изучения данной части речи.
- Воспитательные: донести до сознания учащихся мысль об ответственности за судьбу родной природы, родной земли.
Форма:
Тип урока: закрепление.
Метод: групповая работа.
Оборудование: слайды, иллюстрации о природе, разрезные картинки, карточки. Мягкие игрушки.
I. Организационный момент.
II. У нас в гостях Фея природы.
III. Конкурс «Полиглоты — баскетболисты»
IV. Конкурс «Лучший чтец» по выразительному чтению стиха. (Домашнее задание)
V. Объяснение новой темы. Текст «Лес и ручей». Существительные среднего рода.
VI. Конкурс
VII. Конкурс «Найди пары». Физминутка «Мы танцуем лабада»
VIII. Конкурс «Ответьте — ка»
IX. Конкурс «Кто заблудился».
X. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Слово учителя.
— Сегодня у нас необычный урок. Мы являемся участниками телеконкурса «Природа и мы». И я не просто учитель, а ведущий этой программы. Известный французский писатель Сент- Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету».Пусть слова писателя станут девизом нашего урока. (
— Неужели
Учитель предлагает ученикам выбрать по сердечку. Таким образом дети делятся на три группы: красное сердечко, зеленое, желтое. Учитель распределяет оценочные бланки, в группе сами ученики выбирают лидера.
2. Конкурс «Полиглоты-баскетболисты»
Учащиеся с каждой группы по очереди подходят к интерактивной доске и выбирают мяч, на обратной стороне которого «спрятаны» слова на казахском языке. Задача детей: правильно перевести слово на русский язык, написать на доске без ошибок. И тогда «мяч» попадает в «корзину», и тем самым они приносят очко своей группе, а каждому отвечающему ученику лидер ставит плюс.
3. Конкурс чтецов
Для этого ученики должны быть хорошо подготовлены к домашней работе — знать наизусть стихотвотрение. Группы сами выбирают чтеца с другой команды.
4. Объяснение новой темы
Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку по тексту «Лес и ручей».
Для восприятия грамматического материала, учитель ведет обучающую игру «Лучики солнца», где под «лучами солнца» расположились слова среднего рода. Дети должны правильно вставить окончания данных существительных.
5. Конкурс «Распредели — ка»
Ведется работа по карточке. Группам раздаются одинаковые карточки. Задание: дети должны распределить данные существительные по родам. (Сосна, цветок, окно, облако, дождик, трава, лес, туча, снег, радуга, молоко)
6. Конкурс «Найди пары»
Работа ведется по интерактивной доске. Учащиеся находят соответствия. Облако пушистое, яйцо вареное, место непроходимое, поле широкое, варенье вишневое. Выполняется письменно, находят существительные среднего рода, составляют предложения. Например, раскинулось широкое поле. Мама сварила вишневое варенье.
Физминутка «Мы танцуем лабада»
7. Конкурс «Ответьте — ка»
1 группе. Какие деревья растут в лесу?
2 группе. Какие животные живут в лесу?
3 группе. Какие птицы летают в лесу?
8. Конкурс «Кто заблудился?»
Учитель: Представим себе, что на улице лето, так же представим, что около нашего поселка растет молодой лес. Мы часто ходим туда. По лесу бегают белки,
Этот конкурс на внимательность. Вы должны запомнить данные картинки. Закрыть глаза. В это время одно животное должно «заблудиться». Если правильно отгадаете, кто заблудился, значит вы помогли ему вернуться и принесли очко группе, а себе плюс.
9. Подведенин итога. Лидеры считают плюсы у своих в группе. Суммативную оценку ставит учитель.
10. Проводится рефлексия
Каждый ученик, заполняя
11. Заключительное слово учителя.
- 17758 просмотров