Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение о местоимении»
Соболева Жанна Викторовна учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня. КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 31 г. Темиртау» Карагандинская область |
Класс: 4 «А»
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Местоимение как часть речи»
Задачи:
Образовательные:
- повторить определение местоимения как части речи, функции, роль в предложении
- закрепить знания учащихся об изменении личных местоимений по числам, родам (3 л.)
- закреплять умение склонять местоимения,
- отрабатывать навыки правописания местоимений с предлогами,
- уточнить синтаксическую роль местоимений в предложении.
Развивающие:
- развивать каллиграфические, орфографические навыки
- развивать речь, воображение
Воспитательные:
- воспитание внимательного отношения к языку, сознательного отношения к учёбе (уроку), аккуратности в оформлении работ.
Ход урока:
1. Оргмомент
— Сегодня, ребята, мы начинаем изучать такую часть речи, о которой уже многое узнали в 3 классе. Наша задача — вспомнить об этой части речи все пройденное, чтобы подготовить основу для изучения нового материала. Я думаю, что если мы будем все работать, поддерживать друг друга, помогать, у нас всё получится.
2. Актуализация знаний. (Страница 2)
Прочитайте текст. Что бы вы в нем хотели исправить, изменить?
В декабре землю укрыл белый пушистый снег. Мы решили кормить птиц. Папа сделал кормушку. Он повесил кормушку за окном. Каждое утро к нам прилетали в... р... бьи. В... р... бьи с громким чириканьем клевали хлебные крошки. Однажды в столовую залетела с... ничка. Для с... нички мы стали вешать сало на нитке. А теперь каждый день прилетает с... рока. С... рока медленно клюет, в... р... бьи взволнованно чирикают на соседних ветках.
Заменяем повторы. (Страница 3)
3. Словарная работа
— В каких словах пропущены буквы? Какие это слова?
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какое еще словарное слово заметили в тексте? (декабрь)
4. Обобщение о местоимении
— Слова какой части речи мы убрали? (Существительные)
Слова какой части речи вставили? (Местоимения) Почему? (чтобы не было повторов)
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Местоимение) (Страница 1)
— Что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него)
Зачем нужны местоимения? (чтобы не было повторов)
— Какую часть речи заменяет местоимение? (имена существительные)
Местоимения делятся на 9 групп. Мы в начальной школе изучаем только те, которые заменяют существительные.
— Как называют эту группу местоимений? (личные) Почему? (указывают на лица, на собеседников)
— К концу урока мы заполним этот кластер о местоимении. (Страница 3)
А сейчас мы уже можем вписать вывод по предыдущему заданию.
— Что такое местоимение? (Местоимение — это часть речи, которая указывает на предмет, не называя его.)
Вписываем в кластер «Заменяют имена существительные»
— Как вы думаете, если местоимения заменяют имена существительные, могут ли они иметь признаки имени существительного? (Да) Давайте уточним, какие.
5. Сравните местоимения в этих предложениях.
Мы решили кормить птиц. Он повесил ее за окном.
— Чем отличаются? (единственное число и множественное число)
— Приведите свое примеры местоимений единственного и множественного числа. (я, она, ты — ед. число, они, вы — множественное число)
— Если в разговоре мы говорим о себе, Какое местоимение употребляем? (я, мы) Это будет какое лицо? (первое)
— Назовите местоимения 2 лица. (ты, вы) Это собеседники в нашем разговоре. Местоимения третьего лица (он, она, оно, они) называют лица, не участвующие в разговоре.
Заполните таблицу различия местоимений по лицам и числам. (Страница 5)
|
Ед. ч. |
Мн. ч. |
1 лицо |
я |
мы |
2 лицо |
ты |
вы |
3 лицо |
он, она, оно |
они |
— Почему в 3 лице три местоимения? (Местоимения 3-го лица ед. числа имеют род)
— Какой вывод можно записать в кластер? (бывают ед. числа и мн. числа, бывают 1, 2, 3 лица, в 3 лице ед. числа имеют род)
6. Спишите предложения, в которых есть скобки. Раскройте скобки в процессе записи
Как написали Существительные с предлогами? Почему?
— Что вы можете сказать о местоимениях? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно)
7. На какие вопросы отвечают личные местоимения? Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные.
Значит, местоимения склоняются?
1 ряд — просклонять Я, мы
2 ряд — ты, вы
3 ряд — он, они
(представитель каждого ряда — у доски)
Проверка. Заполняем кластер: местоимения склоняются.
8. Синтаксическая роль в предложении. (Страница 6)
— Какую роль имена существительные выполняют в предложении? (подлежащего, дополнения, обстоятельства)
Давайте выясним, какую роль в предложении играют местоимения. Кому будет, трудно, или не успеет, может выполнить разбор этих предложений:
Он повесил ее за окном. Для нее мы приготовили сало на нитке.
Если быстро справитесь с работой, разберите еще и это предложение:
Каждое утро к нам прилетали воробьи.
Самым быстрым — придумать предложение по схеме, чтобы в нем были местоимения.
Проверка — 1 предложение подробно.
— Назовите предложения, в которых местоимения играют роль подлежащих.
— Встретились ли вам предложения, в которых местоимения являются дополнением?
Заполняем кластер: В предложении бывают подлежащим или дополнением.
9. Самостоятельная работа
Выписать местоимения из записанных предложений, определить у них число, лицо, род.
Он — ед. ч., 3 л., м. р., ее — ед. ч., ж. р., 3 л, к нам — мн. ч., 3 л., для нее — ед. ч., ж. р., 3 л., мы — мн. ч., 1 л..
10. Обобщение по кластеру
Что мы сегодня вспомнили о местоимении?
11. Тест
Подчеркните правильный ответ: (Страница 7)
1. Местоимение:
а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.
2. Местоимение:
а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет, но не называет его
3. Личные местоимения:
а) отвечают на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос
4. Подчеркни правильно составленные предложения:
а) Воробей подлетел к кормушке. Воробей стал клевать крошки.
б) Он подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.
в) Воробей подлетел к кормушке. Он стал клевать крошки.
5.По родам изменяются местоимения:
а) 1 лица единственного числа;
б) 3 лица единственного числа;
в) 2 лица единственного числа;
Проверка правильности выполнения теста по ключу на доске. (Сдвинуть картинку птичек. Под ними — ключ к тесту)
1б, 2в, 3а, 4в, 5б
12. Домашнее задание. Стр. 126. упр. 325.
13. Выставление оценок.
14. Рефлексия. (Страница 8)
— Кому было трудно на уроке? В чем было особенно трудно?
Прикрепите, пожалуйста, стикер к тому смайлику, который отражает ваше настроение после урока.
Презентация
Список используемой литературы
1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку».
2. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы».
3. С. Э Уразова «Стихотворения для уроков русского языка».
4. https://festival.1september. ru/articles/583132/
5. https://net-edu. ru/node/8822
- 15322 просмотра