Урок русского языка в 4 классе по теме «Употребление личных местоимений в косвенных падежах»
Кузнецова Любовь Владимирова учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 4» Г. Петропавловск, СКО |
Задачи: развивать умение, употреблять личные местоимения в косвенных падежах; развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах, группах; воспитывать у учащихся интерес к предмету, желание трудиться, самостоятельность, чувство гордости за выполненную работу.
Средства обучения: таблицы, карточки, ребус, учебник литературы (стр. 54)
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Орфографическая минутка
Стр. 54 (1 абзац), по «цепочке» (устно)
III. Повторение
Назовите слова из текста, которые относятся к изучаемой части речи. Что может рассказать о себе местоимение? Расскажите от первого лица единственного числа.
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы будет употреблять местоимения в различных падежах. И свой урок мы свяжем с темой, которая близка каждому человеку.
— Отгадайте ребус 7Я
— Да, это семья, и у каждой семьи имеются родственники.
а) Выборочный диктант
Слушаем стихотворение «Моя родня», выбираем и записываем личные местоимения, у местоимений в косвенных падежах в скобках укажите начальную форму.
Нам он дядя — мамин брат, Двоюродную сестрёнку,
Он побаловать нас рад. Как родную, я люблю
Мы — племянники ему, С ней вместе мы с пелёнок,
Ласковому, доброму. Её в обиду не даю.
Жезде — значит тётин муж, Жена брата — женеше,
Строг, но справедлив к тому ж. А ещё отец вообще…
Ну, а мамина сестра Уважаем всей семьёй
К нам, как мать, добра, щедра. Нашей дружною роднёй.
Проверка. Как вы написали предлоги с местоименияями? Как определить падеж у местоимений?
б) Работа со словосочетаниями (в группах)
I группа (с учителем). Определить падеж, число. Вставить пропущенные орфограммы.
Рассказал о нас, играю с ним, под.рили мне, г.стили у нас.
II группа (самостоятельно). Списать, раскрывая скобки, указать падеж. Вставить пропущенную орфограммму.
Поб…жал от (она), увижусь с (ты), прих…дил к (он), узнал от (ты), г…ржусь (она), посм…трел на (он).
I группе составить предложение с одним из словосочетаний на тему «Семья»
в) Работа с деформированными предложениями (в парах). Из слов соберите предложение, так чтобы была смысловая связь.
1. д…ревне, м…я, ж…вёт, бабушка.
2. к ней, в…сенние, п…еду, я, к…никулы, в, гости.
Задание II группе:
1. Характеристика предложения, синтаксический разбор.
2. Морфологический разбор к ней.
г) Работа с текстом (по группам)
Самое прекрасное слово на земле — МАМА. У одного древнего народа для названия солнца и мамы было одно и тоже слово. Солнце самое яркое и горячее на свете, а мама- самый лучший, самый добрый для нас человек.
I группа. Списать текст. Вместо точек написать местоимения 2 лица единственного числа, определить падеж у местоимений.
Мама.
Мама — самый светлый, самый д…р…гой для…. Человек. Мама учит… д…бру, объясняет, что… непонятно. Когда… болен, она н…чами с…дит возле… . Везде и всегда… мама.
II группа. Списать текст. Исправить ошибки. У личных местоимений определит падеж.
Мама.
Мама! Ана ласковая и добрая. Снею всегда лехко и весило. Спасибо ее за тепло. Буть внимателен кней, заботься о ей, бириги её. Ана заслужыла это.
I группа. Просклонять местоимения 3 лица единственного числа.
II группа. Работа по карточкам.
V. Обобщение
— Что называется местоимением?
— Что имеет местоимение?
— Назовите местоимения 1, 2, 3 лица. Как изменяются местоимения?
— В предложении каким членом являются?
VI. Итог урока
— Мы сегодня говорили о семье, у каждого своя семья. Ребята, прочитайте предложения.
Семья. Она у нас одна.
— Назовите местоимения. Какое из них употреблено вместо имени существительного?
Семья. Она у нас одна, а когда в семье мир и согласие, то в такой семье уютно и тепло.
VII. Домашние задание
Написать сочинение на тему «Моя семья», используя личные местоимения в косвенных падежах.
- 14945 просмотров