Урок русского языка в 6 классе: «Роль глагола в речи»
Поворозник Наталья Владимировна учитель русского языка и литературы, 1 категория, стаж 20 лет. Адаевская средняя школа с. Адаевка Камыстинский р-н Костанайская область |
Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.
Тип урока — обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: персональный компьютер; интерактивная доска с интерактивным маркером.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: проверка готовности к уроку.
Ребята, какое время года у нас сейчас? Что происходит весной? Посмотрите на смайлики и покажите мне ваше настроение. Я надеюсь, после нашего урока у кого было настроение не очень хорошее поднимется, а у кого хорошее станет еще лучше.
2. Итак, тема нашего урока «Роль глаголов в речи».
Давайте сформулируем цели урока.
Знать: какую роль играют глаголы в тексте, обогащать словарный запас, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи
Уметь: находить глаголы, определять их значение.
Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.
Молодцы.
Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, поговорим об употреблении глаголов в речи. Работать будем в группах, парах.
На партах у вас есть оценочные листы, в которые вы будете заносить свои оценки. На каждое задание у меня разработаны критерии, по которым вы будете оценивать друг друга.
Приложение 2.
Оценочный лист Группа № |
||||||
Задания |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
2.этап. Разбиваемся на группы по карточкам с цифрами.
Закончи предложение «Глагол...»
Правила: я читаю начало предложения вы должны его закончить.
Закончи предложение
1. Глагол это часть речи — (обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
2. Глагол изменяется — (по временам, числам и падежам)
3. Глаголы имеют (Совершенный вид несовершенный вид)
4. Инфинитив — это (начальная форма глагола)
5. Ко II-ому спряжению относятся
- все глаголы на -ить, кроме брить, стелить
- семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть
- четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать
6. К I-ому спряжению относятся (остальные глаголы)
Поменяйтесь ответами по часовой стрелке в группе исправьте ошибки. За каждый правильный ответ 1 балл. Занесите в лист ответа свои баллы
З этап. Распределение по группам по фигурам карточек
Создайте кластер по теме Глагол.
Создайте кластер каждый в группе, затем вынесите это на плакат. Но прежде чем вы начнете выполнять ознакомьтесь с критериями оценки кластера. Обратите внимание на интерактивную доску.
Критерии
1. содержание кластера +
2. доступность изложения+
3. эстетическое оформление кластера+
4. защита проекта кластера спикером от группы + (оценка 5)
Теперь ребята из других групп с помощью стикеров оцените своих одноклассников аргументируйте свои оценки.
После этого каждый заносит себе в оценочный лист баллы.
4 этап. Следующий этап работы это Работа в паре.
Работа в паре (отвечают на вопросы друг другу. Выполняют задания письменно.)
Обратите внимание на интерактивную доску и ознакомьтесь с критериями оценивания ответов, работая в паре.
Критерии оценивания ответов учащихся (на интерактивной доске)
1) полнота и правильность ответа; умение применять определения, правила в конкретных случаях.
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа, связное с логически последовательное сообщение на определенную тему.
У вас на партах есть распечатки с таблицами, в которых прописано то, что вам нужно делать. Ознакомьтесь с ней, есть вопросы? Нет? Приступаем к работе на это у вас 20 минут.
Прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
Задания (письменно) |
Вопросы (устно) |
1.Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. |
Какова тема текста? |
2.Расскажи товарищу тему и идею текста.
|
Какова идея текста? |
3.Попроси товарища выписать глаголы, и определите время. |
Какие глаголы и в каком времени употреблены в тексте? |
4. Выпишите с товарищем примеры глаголов: совершенного и несовершенного вида |
Что вы знаете о видах глагола и какие виды глагола вам встретились в тексте? |
5.Определите спряжение глаголов в тексте, и выпишите их из последнего абзаца. |
Какого спряжения бывают глаголы и как вы определили спряжение глаголов в последнем абзаце? |
6 Расскажи товарищу о наклонениях глаголов. Определите наклонения глаголов в тексте. |
Какие наклонения глаголов вы знаете, какого наклонения глаголы преобладают в тексте? |
7.Определите роль глаголов в тексте. |
Какова роль глаголов в тексте? |
Правильные ответы проецируются на интерактивную доску. Самопроверку проводим по интерактивной доске.
5 этап. Составить текст, используя глаголы.
1 группе дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце), употребив глаголы 3 лица, настоящего времени.
2 группе дается тема для составления предложения: составить предложение о своем любимом животном)
3 группе — опишите свое поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти в своей комнате забытую вещь. При помощи, каких приставок в глаголе «бегать» вы опишите свои движения? Составьте предложения с этими глаголами.
Работа делается сначала индивидуально, затем зачитываются предложения в группе. Затем слушаем в классе. Оценку фиксируем в лист ответа.
6 этап. Рефлексия
Итог урока
Составление синквейна. Работа в парах.
Существительное (тема)
Например:
1 глагол
2 прилагательных действующий, движущий
3 глагола обозначает, изменяется, спрягается
4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой.
Синоним действие
А теперь, оцените свою работу выставив оценки за последний вид работы. Подсчитайте, что у вас получилось.
Учитель видит результат, корректирует.
Выставьте оценки в дневники.
— Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.
7 этап. Домашнее задание:
Сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол...»
- 26142 просмотра