Урок русского языка в 8 классе по теме «Отрицательные частицы»
Каптагаева Айгуль Шимирбаевна, учитель русского языка и литературы, стаж 11 лет, 2 категория, КГУ «средняя школа № 2 с мини центром» Жамбылская область, район Т. Рыскулова, село Кулан |
Цели урока: дать понятие об отрицательных частицах;
Задачи:
1) способствовать развитию умений и навыков распознавать в тексте частицы, определять их тип;
2) развивать мышление, расширять активный словарный запас, употреблять отрицательные частицы в активной речи;
3) воспитывать любовь к близким, уважение к старшим, умение работать в группе.
Тип урока: усвоение нового материала
Методы и приёмы урока: частично-поисковый, проблемный, исследовательский, «Предположение», «Аргументированное эссе»
Форма урока: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: презентация, слайды, цветы, раздаточные материалы
Ход урока
І. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой учащихся
— Какие весенние цветы вы знаете? (тюльпаны, подснежники, маки)
— Подарите друг другу цветы и скажите пожеланья.
Каждый ученик передает впереди сидящему цветок с пожеланием. В конце набирается букет с пожеланиями, который вручается учителю.
— Ребята, я хочу сказать «спасибо» за ваши пожеланья. Я рада вас видеть и очень хочу начать работать с вами. Хорошего вам настроения и успехов!
ІІ. Стадия вызова
1. Вступительное слово учителя
— Ребята, давайте разделимся на группы. Для этого подойдите к столу и выберите один из листочков с надписями: «Доброта», «Любовь», «Ласка».
2. Актуализация знаний:
— Какую часть речи мы начали изучать?
— Что такое частицы?
— Какие бывают формы частиц?
3. Сообщение целей и темы урока
— Сегодня мы с вами будем работать с отрицательными частицами. Научимся определять их и правильно употреблять в устной и письменной речи. Хотите узнать о них побольше? (ответы учащихся)
— Тогда вперёд!
ІІІ. Стадия осмысления
«Предположение»
1.Показываю картинки. С помощью картинок составляют рассказ.(работа в группе) (слайд 1)
Составив, прочитывают свои придуманные рассказы.
2. Очень хорошо. Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим слайды о маме. (показ слайдов). (играет тихая мелодия)
3. Понравились слайды? (ответы учащихся)
— Сегодня мы с вами поговорим о маме. А грамматическая тема нашего урока: «Отрицательные частицы». Откройте тетради, запишите число и тему урока. (слайд 2)
4. Работа над текстом
Чтение текста «Мама» учителем. (слайд 3)
Мама
Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек. И звучит оно на всех языках одинаково нежно.
Мама! Есть ли на свете слово прекрасней и нежней!
У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце — и в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.
И сколько бы тебе ни было лет — пять или пятьдесят — тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд.
И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
(З. Воскресенская)
5. Вопросы по тексту: (слайд 4)
— Какое слово на земле самое прекрасное?
— Какие у мамы руки?
— Какое у мамы сердце?
— Когда жизнь радостнее и светлее?
— В чём сходство вашего придуманного рассказа с текстом? Сходится ли ваш придуманный рассказ с текстом?
6. Словарная работа: (слайд 5)
Равнодушный — безразличный к проблемам, неприятностям и горестям другого человека
Взгляд — (в прямом смысле) видеть, глядеть, концентрация внимания на чём-нибудь или на ком-нибудь
7. Самостоятельное добывание знаний учащимися:
1) Задание: (слайд 5)
Прочитайте предложение. Найдите в тексте частицы.
У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце — и в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.
— Что выражают частицы в этих предложениях, как пишутся? (отрицание, пишутся раздельно)
— Что вносят в предложение? (частицы вносят в предложение различные оттенки значения)
Давайте сделаем вывод.
Вывод: Частицы НЕ и НИ относятся к отрицательным частицам. Стоит перед словом, к которому относится, употребляется для выражения отрицания и для усиления отрицания.
2) Допишите пословицы глаголами 2 лица единственного числа. Скажите, как надо писать частицу НЕ с глаголами. (слайд 6)
1 группа: Руку не протянешь, так с полки книги не... .
2 группа: Звезд на небе не... .
3 группа: Упадешь в воду, сухим не... .
Слова для справок: достать, выйти, сосчитать.
Вывод: НЕ с глаголами пишется раздельно
2) Спишите предложения, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова с частицей НИ. Объяснить правописание НЕ и НИ. (слайд 7)
1 группа: В нём никогда... любовь.
2 группа: Оно ни к чему... равнодушным.
3 группа: Его не спутаешь... другим голосом.
Слова для справок: не остаётся, не гаснет, ни с одним
Вывод: Частицы НЕ и НИ пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся.
8.Закрепление «Аргументированное эссе» (слайд 8)
Напишите небольшое эссе на темы:
1 группа: «Доброта»
2 группа: «Любовь»
3 группа: «Ласка»
В своих мини-эссе нужно употребить частицы.
— Ребята, если вы написали, прошу зачитать то, что вы написали. Мы будем вам очень благодарны. (чтение эссе по желанию)
— Молодцы, ребята! Очень хорошо написали эссе.
IV. Рефлексия (слайд 9)
«Продолжи предложение»
Учитель начинает начало фразы, учащиеся проговаривают предложение до конца.
— Мне было интересно... .
— Мне было трудно, когда... .
— Мне понравилось работать с... .
— Я научился... .
— Я буду помнить о том, ... .
V. Д/з упражнение 8 стр. 245 (слайд 10)
VI. Подведение итогов
Оценивание учащихся по жетонам
Список используемой литературы:
1. Учебник «Русский язык» для 8 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. — Алматы: Атамура, 2010
2. Г. А. Бадамбаева, М. А. Тюлебаева. Русский язык: Правила и упражнения по орфографии и пунктуации. Учебное пособие для 8 классов общеобразовательных школ с казахским языком обучения. — Алматы: «Мектеп», 2004
3. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. — М., 2010.
- 10831 просмотр