Урок русского языка во 2 классе: «Подлежащее и сказуемое»
Попова Екатерина Викторовна, учитель начальных классов, второй квалификационной категории, Новоникольской средней школы Кызылжарского района Северо-Казахстанской области |
Цели:
1) Знать, что такое главные члены предложения — подлежащее и сказуемое, как подчеркиваются и какой частью речи выражено; знать, что такое грамматическая основа.
Уметь находить в предложении главные члены — подлежащее и сказуемое (грамматическую основу), правильно задавать вопрос к подлежащему и сказуемому.
Закрепить знания о предложении, о знаках препинания в конце предложения;
2) Развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки, умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; внимание, память, логическое мышление.
3) Повышать мотивацию к учебной деятельности; воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества
Оборудование: бутылки с записками, листы и заданиями, листы-ответы, слова «Подлежащее и сказуемое», Слова «не для школы, а для жизни мы учимся», штурвал с заданием, рисунок золотой рыбки
Ход урока
1. Психологический настрой
Приветствие на казахском языке. Улыбнулись друг другу, теперь я ловлю ваши улыбочки. Проверим, как вы сидите
Руки! На месте,
Ноги! На месте,
Логти! У края.
Спинка! Прямая!
— Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
— Чему мы учимся на уроках русского языка?
- грамотно писать
- обогащаем свою речь
- учимся применять свои знания на практике
- знакомимся с тем, как устроен наш язык
— Для чего мы этому учимся?
Грамотность — показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:
Я хороший,
Я всё знаю,
Я всё умею,
Я буду стараться,
У меня всё получится.
2. Постановка темы и целей урока
— Любите ли вы приключения? Сегодня у нас необычный урок — это урок путешествие. Мы сегодня с вами выступим в роли путешественников и исследователей. А что мы будем исследовать, вы узнаете, разгадав анаграммы. (Подлежащее и сказуемое — пдоелажщее, зауексоме)
— Ребята, как вы думаете, а что нам поможет с вами путешествовать? (наши знания)
— Что мы должны знать? (грамматическая основа,)
— А что мы должны уметь? (находить грамматическую основу)
3. Актуализация зун (раздаются штурвалы)
а) проверка д/з. штурвал не поворачивается, значить мы что-то забыли? взаимопроверка домашней готовности (дети в парах проверяют домашнее задание)
Б) повторение правил (надевается бескозырка на ученика, и он рассказывает правило: подлежащее, сказуемое, предложение, виды предложений, существительное, глагол.
4. Минутка чистописания:
Тетрадь будет бортовым журналом, здесь мы будем записывать всё, что ожидает нас в пути.
— Давайте сейчас изобразим волны.
— Сначала пропишем в воздухе, а затем так же красиво перенесём в свои тетради.
5. Работа по теме урока:
а) работа с деформированными предложениями.
— Посмотрите, кто это приближается к нашему кораблю? Да это же золотая рыбка! Она приготовила для нас задание.
— Давайте прочитаем задание, которое принесла рыбка (корабль, наш, от, пристани, отплыл)
— Можно ли эту запись назвать предложением? Почему нет?(предложения — это слова, связанные по смыслу)
— А можно ли из этих слов составить предложение?
— Давайте запишем составленное предложение в тетрадь. (Наш корабль отплыл от пристани)
— Выделите грамматическую основу. (взаимопроверка в парах — проверка на доске)
— Дайте характеристику предложению
— Движемся дальше. Что случилось? На нас надвигается настоящая буря. Чтобы наш корабль не разнесло в щепки, мы должны выполнить одно очень непростое задание. К нашему кораблю прибило бутылку, а в ней я нашла записку. Вот, что в ней было. (много, по, недель, и, корабль, Южному, плыл, океану)
— Ребята, вы что — ни будь поняли из этой записи? А почему? Давайте восстановим эту запись и посмотрим, что у нас получится.
— Запишите это предложение, выделите грамматическую основу. Какие орфограммы встретились вам в этом предложении? (имена собственные, предлоги со словами, словарные слова)
б) фонетический разбор слова «Море» — работа в группах
6. Физминутка «У жирафа пятна пятнышки везде»
7. Продолжение работы по теме урока
— Ой, ребята, посмотрите в бинокль, кто-то просит нас о помощи. Да ведь это текст. Из-за шторма у него стерлись в се границы предложений и в словах появились ошибки. Задание: исправь ошибки, определи граница предложений. Выдели грамматическую основу. В 1 предложении подписать второстепенные члены предложения.
корабль шёл в открытом море вдруг маряки увидели ввалнах корыто в корыте был рыжый кот как он сюда попал моряки спасли кота, накармили его, назвали тёмкой
Взаимопроверка с доски. Проговаривание правил.
Какие знаки препинания поставили?
8. Закрепление. Индивидуальные задания: 1. грамматический практикум. Вставь пропущенные буквы.
Хлоп... я, пуш... стые, сне..., тр.. пинка, д.. ревья
2. Составь предложение и вставь пропущенные буквы. Определи грамматическую основу. дорошке, по, ручи, побижали.
3. Поставь нужный знак препинания в конце предложения. определи тип предложения.
Девочка читает книгу. Не шумите, пожалуйста. Какое прекрасное утро! который час?
Игра «Поймай основу»
— Я вам буду читать предложения, а вы записываете только основу предложения.
Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках.
— Какую последнюю основу выписали?
— Чем она необычна? (вместо существительного стоит местоимение)
9. Рефлексия. Закончи фразу
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...»;
«Я похвалил бы себя...»;
«Особенно мне понравилось...»;
«Сегодня мне удалось...»;
«Я считаю, что поработал на оценку...»;
- 11971 просмотр