Урок русской грамоты. Звуки [ф], [ф']. Буквы Фф. Письмо строчной и заглавной букв Фф.
СОШГ № 9 г. Павлодара
учитель начальных классов
Бакланова Инна Викторовна
Урок русской грамоты, 1 класс.
Цель:
- Создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф'] и обозначать его буквой Фф. Формировать навыки плавного слогового чтения. Расширять кругозор детей об окружающем мире.
- Развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык каллиграфически правильного письма.
- Воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать oтвeты друг друга.
Ход урока
Мотивационный этап:
I. Психологический настрой.
— Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
— Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
II. Ситуация успеха.
— При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а
1) Повторение изученного о буквах и звуках.
— Назовите буквы, записанные на снежинках.
- р л, а м н б п в к д з с
— Найдите лишнюю букву? (Буква а.)
— По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? Согласные буквы)
— Работая в парах, скажите чем отличаются согласные от гласных звуков?
— Проверим (Слушание ответов детей: При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные — нет).
— На какие гpуппы можно разделить эти согласные?
- (р, л, м, н, в, б, д, з — звонкие; п, к, с — глухие,
б-п ,з-с , д, в, к — парные; р, л, м, н — непарные.)
— Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. И
а) Послушайте и отгaдайте загадку:
- Днём он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (филин)
— А кто такой филин? Где можно найти толкование слова?
б) Работа по карточкам.
— Возьмите карточку № 1. (рис. воробей, филин, сорока, лебедь) Найдите на ней рисунок филина.
— Обведите и раскрасьте его. (самопроверка)
— Сравните, верно ли вы выбрали?
Вывешиваю на доску картинку с изображением филина.
— Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
— А как вы думаете с какой?
в) Выделение нового звука из слова филин.
— Произнесите это слово и поставьте ударение.
— Сколько слогов в слове филин? (Два.)
— Назовите первый слог. (Фи.)
— Назовите второй слог. (лин)
— Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф'].)
— Произнесите его.
г) — Дайте характеристику этому звуку.
(Звук [ф'] — согласный, потому что его нельзя петь; глухой — потому что произносится только с шумом; в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твёрдым.)
— Молодцы! Определите, чем мы будем сегодня заниматься.
— Опираясь на слова — помощники сформулируйте цели нашего урока:
- познакомимся…..
учиться отличать….
учиться читать…..
Дети: Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [ф], [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
д) — Составьте из карточек схему к слову филин. (1 ученик у доски) (Самопpoверка.)
— Сравните свою схему со схемой на доске.
3) Игра «Узнай звук».
— Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф'].
- Филин серый, филин cтapый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад,
Два фонарика горят.
— Кто такой филинёнок? (Детёныш филина.)
Вывешиваю на доску картинку с изображением филинёнка.
С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами.)
— Почему? (Они, как фары светятся в темноте.)
— Как называется такой литературный приём? (сравнение)
— Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова.)
— Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твёрдо.)
— Составьте схемы к этим словам (по рядам: фары, флажок, фонарики) (взаимопроверка)
4) Обобщение
— С какими новыми звуками мы познакомились? (Звук [ф], [ф'].)
5) Введение буквы Ф(эф)
— У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком.
Работая в парах, оформите паспорта для звуков, используя памятку.
- Фамилия: Согласный
Имя: [Ф]
Отчество: Глухой
Характер: Твердый
Родители: шум Фамилия: Согласный
Имя: [Ф’]
Отчество: Глухой
Характер: Мягкий
Родители: шум
— Молодцы, ребята, а теперь пора познакомиться с буквой, которая их обозначает.
— Вы хотите научиться писать букву, которая обозначает эти звуки?
Но сначала давайте отдохнём и поиграем в игру вместе с филином и филинёнком.
6) Физминутка. Игра
III. Конкретизация
1) Знакомство с новой буквой.
— Звуки [ф], [ф] обозначаются буквой «ЭФ».
Показ печатной буквы в домике.
— На что похожа буква «ЭФ»?
— А сейчас ребята вам расскажут, где ещё они увидели букву Ф.
Алина: С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Павлик: Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
Арина: Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
2) Корректурная проба
— Ребята, маленький филинёнок тоже хочет научиться писать букву Ф, но он не может никак её найти. Поможем ему?
— Ваша задача — найти буквы Ф и зачеркнуть.
(у каждого карточка № 2, работают самостоятельно, взаимопроверка)
- а п л т н г д, а ц у е в д ы ф ч т х н к
п б ф п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф
р ф и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н
т н т, а в ф с б т и м, а ф б о л д п, а в
3) — Откройте прописи стр. 33
Дети говорят «Я тетрадь свою открою.»
Показ образцов печатных и письменных букв
— Рассмотрите и сравните печатные и письменные буквы
— Сравните, что заметили?
Показываю на доске как печатать букву Фф
— Сравните, что заметили? (Они одинаковые, отличаются лишь размером)
— Из каких элементов состоит буква Ф? (Из палочки и двух полуовалов)
— Печатаем в Прописи буквы Фф (самостоятельно)
4) Работая в паре, составьте при помощи знаков модель к букве Ф, используя памятку.
(вынос на доску)
5) Местонахождение буквы Ф на ленте букв.
— Определите место буквы Ф на ленте букв.
Почему её место под буквой в? (Они образуют пару.)
6) Посмотрите на строчную букву ф. Из каких элементов состоит эта буква? (Из двух овалов и прямой палочки.)
7) Письмо строчной буквы в Прописи (стр. 33), после показа и объяснения
— Строчная буква ф пишется безотрывно. Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей cтpoки, ведём вверх влево, делаем закругление, касаясь верхней линии, ведём вниз. Не доходя до нижней линии начинаем делать закругление вправо, касаемся нижней линии рабочей строки, ведём вверх до верхней линии рабочей строки, пишем прямую вниз до середины широкой линии, возвращаемся по написанному. Чуть не доводя до верхней линии, закругляем вправо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки, ведём вниз и не доводя до нижней линии, делаем закругление влево, касаясь нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево.
— Пропишите в воздухе строчную букву «ф».
Обведите по точкам буквы и продолжите их написание до конца строки.
— Подчеркните самую красивую букву.
— Ребята, а какой скоро приближается праздник. Филин с филинёнком решили украсить дерево, в котором они живут флажками и фонарики, но они не простые на них написаны слоги. Помогите им прочитать их.
8) Чтение слогов с доски: ФА ФИ ФУ ФЫ ФЕ ФЁ ФО. АФ ИФ УФ ЫФ ЕФ ЁФ ОФ.
9) Отработка навыка чтения слогов с новой буквой.
— Прочитайте слоги на доске:
- шепотом
- громко
- вопросительно
- торжественно
— На какие группы их можно разделить?
— По какому признаку? — Какие гласные обозначают мягкий звук?
10) А сейчас мы запишем только некоторые из этих слогов. (стр. 33): фа фе фо.
(Обратить внимание на соединение буквы Ф с другими буквами.)
— Дополните слоги до целого слова.
11) Физминутка Игра «ТОМ и ТИМ»
— Если вы услышите в словах мягкий согласный звук, то встают друзья ТИМА (девочки), а если
СЛОВА: фабрика, флажок, шофёр, форма, Федя, филин, факел, фиалка, светофор, конфета, буфет, кофта.
12) Работа над столбиками слов (Букварь. стр 122)
— Прочитайте слова. Назовите непонятные слова. Что заметили? (по 2 слога)
— Выберите слова с ударением на 2 слог.
— Найдите слово, где букв больше, чем звуков. (фонарь)
— Выберите одушевлённые предметы. (фазан, филин) Что они обозначают?
Со словом филин составьте предложение по данной схеме.
13) Работа над текстом «Филин» (Букварь. Стр. 122)
14) Чтение текста подготовленным учеником.
а) читает текст без назвaния до слов: «… желтых фонарика».
— Что за фонарики зажглись на дереве в лесу?
б) Чтение учеником рассказа до конца.
Почему мышка должна сидеть тихо?
в) Выборочное чтение.
- На что похожи глаза филина?
Почему филина называют хищной птицей?
Почему филина называют ночной птицей?
Какой слух у филина? Почему?
Кем питается филин?
15) Работа в парах.
Как вы думаете: пользу или вред приносит филин?
16) Проверка.
Заслушиваются ответы учащихся.
— А Саша приготовил сообщение. (энциклопедические сведения о филине.)
В лесу, в дупле дерева, живёт филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полёвками и другими мелкими грызунами. Нападает филин и на мелких животных. Терпеливо дежурит филин на своём посту. Часами он ожидает своей добычи.
— Что ещё нового вы узнали о филине?
IV. Контроль.
Работа по Букварю (стр. 119.)
— Вставьте буквы В или Ф в слова.
V. Рефлексия
— Что нового узнали для себя на уроке?
— Что понравилось на уроке?
— В чём испытывали затруднения?
— О чем еще хотели узнать?
— Мы с вами продолжим изучение нового звука и научимся писать заглавную букву «В» на следующем уроке.
— Напоследок — сюрприз — снежинки от Матушки — Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.
— кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки.
— кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием — сиреневые снежинки.
— кому было трудно успевать и выполнять задания — белые.
Спасибо за урок. Спасибо за внимание.
Источник: Школа
- 29321 просмотр