Урок русской литературы: «Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева»
Ткаченко Алла Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории СШ № 4 г. Аксу Павлодарской области |
10 класс
Цели урока:
- Создание условий для учебной деятельности посредством формирования навыков анализа литературного произведения, расширения понятий тематики произведения, особенности творчества на основе содержательного обобщения.
- Развитие способности анализировать, систематизировать материал.
- Воспитывать бережное отношение к родной земле, традициям, формирование
эмоционально-ценностного отношения к действительности через развитие речи и мышления.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)
Структура урока:
1. Стадия вызова (10 мин)
2. Стадия осмысления (30 мин)
3. Рефлексия (5 минуты)
Оборудование и наглядные пособия
1. Раздаточный материал,
2. Листы оценки знаний.
3. Флипчарты, фломастеры, иллюстрации, текст рассказа.
4. Компьютер
5. Портрет Гумилева
|
Ход урока
Приветствие учителя
Заполнение листов эмоционального состояния. Оргмомент
Выбор детьми экспертной группы, которая будет беспристрастно оценивать их работу в группе по предложенным детьми (это было домашнее задание) и дополненным членами группы критериям (учащиеся с высоким уровнем успешности).
Просмотр видеоролика с записью песни «Это было, это было в те года…»
Озвучьте правила работы в группе.
Тема урока: Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики
Прежде чем начнем работать, предлагаю определиться с целеполаганием. Что вы ждете от урока? На какие вопросы хотели бы получить ответ? — ответы учащихся (учащиеся со средним и высоким уровнем успешности).
Вам предлагается три задания на выбор:
Задания группам:
1) Начертить диаграмму жизни Гумилева: взлеты и падения, черные и белые полосы.
2) Начертить кластер «Гумилев».
3) Определить тематику лирики Гумилева.
Обсуждение в группах выбора задания.
Озвучьте свой выбор.
1 группа — 2 задание.
2 группа — 3 задание.
3 группа — 1 задание.
Индивидуальное задание выполняла Вилена. Посмотрите презентацию, приготовленную ею по биографии
Работа в группах по выполнению заданий.
Выступление экспертной группы, которая озвучивает критерии оценивания выступающих групп.
Выступления групп.
- Участие в работе каждого члена группы.
- Точность формулировок.
- Аргументированность.
- Слаженность работы членов группы.
- Подготовленность.
- 6. дополнительный материал.
- 7. Языковое оформление, связность речи, логичность изложения.
- 8.Эмоциональность.
Выступление 3 группы. Диаграмма жизни
- 1886 г. — родился в Кронштадте в семье морского врача.
- 1900 г. — учеба в тифлисской гимназии.
- 1902 г. — первая газетная публикация стихотворения.
- 1905 г. — первый сборник стихов «Путь конквистадоров»
- 1906 г. — завершение гимназического образования в Царском Селе. Поездка в Париж в Сорбонну.
- 1908 г. — путешествие по Египту.
1908—1909 гг. — обучение в Петербургском университете.- 1909, 1910, 1913 г. — путешествие по Африке.
- 1910 г. — брак с Анной Ахматовой.
- 1911 г. — создание «Цеха поэтов».
- 1912 г. — поездка в Италию.
- 1914 г. — в начале Первой мировой войны поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.
- 1916 г. — Париж.
- 1917 г. — заготовка сена для армии.
- 1918 г. — возвращение в Россию. Работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции в институтах, занимается переводами.
- 1921 г. — издал лучшую свою книгу стихов «Огненный столп», посвятив своей второй жене Анне Николаевне Энгельгардт.
- 1921 г. — 3 августа был арестован, 24 августа приговорен к расстрелу, на следующий день приговор приведен в исполнение.
Вывод: прожил недолгую (35 лет), но очень наполненную событиями жизнь, много путешествовал. Необычно то, что Гумилев был просто влюблен в Африку. В его жизни довольно резкое чередование черных и белых полос. Власть доверяла ему довольно высокие посты, и, несмотря на это, недолго рассматривала дело о его «виновности»
Выступление 1 группы
Демонстрация кластера.
Вывод: Имя Гумилева ассоциируется у нас с именем Ахматовой, с акмеизмом, с Африкой, с войной 1914 года, с Царским Селом.
Выступление 2 группы. Тематика лирики
Прочитав стихи Гумилева, мы выделили несколько тем в лирике Гумилева:
1 тема — любовная лирика.
2 тема — тема Африки
3 тема — тема войны.
Гумилев не писал политических стихов, он уклонился от прямого диалога с современностью.
Задание классу. Выберите каждая группа себе любую тему и начинайте работу:
- Перечислите стихи, относящиеся к теме.
- Прочитайте выразительно 1–2 стихотворения.
- Объясните особенности раскрытия темы поэтом.
Работа в группах.
Выступление 1 группы.
Любовная лирика занимает центральное место в творчестве Гумилева.
Стихи, относящиеся к теме: «Много есть людей, что, полюбив.», «Она», «Из логова змиева», «О тебе, о тебе, о тебе!»
Любовь для Гумилева природная стихия, обладающая огромной силой. Ей подвластен любой. Женский
Выступление 2 группы
Поскольку Гумилев сам был на войне, то эта тема была знакома ему. «Война», «Наступление».
Выступление 3 группы.
Гумилев трижды был в Африке. Эта страна покорила его. Он не просто путешествовал, проводил большую научную работу. «Жираф», «Озеро Чад».В стихах просматривается экзотика Африки, традиции племен.
Слово оценщикам. Комментарий по выступлению групп.
Рефлексия: Что приобрели, работая на уроке? Обратитесь к поставленным в начале урока целям. Нашли ли ответы на свои вопросы?
Организация заполнения листов оценки. Определение эмоционального настроя. Высказывают свои мнения:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно…я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…я почувствовал, что… я приобрел… я научился…
у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило…урок дал мне для жизни… мне захотелось… Заполнение листов с обратной связью: две звезды и предложение.
Домашнее задание:
Биография Ахматовой. Анализ стихотворений, выразительное чтение.
- 14232 просмотра