Урок в четвертом классе «Солнечный Моцарт»
Кузьменко Татьяна Константиновна, учитель музыки, высшая категория среднего уровня квалификации, КГУ «Школа-гимназия имени Батыр Баяна» СКО район Магжана Жумабаева, город Булаево |
Тип урока: Урок проверки и обобщения знаний.
Цель урока: Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
Задачи урока:
1. Сформировать конкретные музыкальные знания и умения;
2. Воспитать уважение к творчеству Моцарта;
3. Способствовать развитию интереса к самостоятельному изучению классической музыки.
Методы:
1. Самостоятельной творческой деятельности учащихся (рефераты, сообщения);
2. Анализ музыкальных произведений;
3. Конкретного, детального разучивания вокального произведения.
Музыкальный материал:
1. «Весенняя», муз. Моцарта, сл. Овербека;
2. «Детские игры», муз. Моцарта;
3. Соната до мажор, муз. Моцарта;
4. Концерт для фортепиано с оркестром до мажор;
5. Рондо из сонаты ля мажор Моцарта («Турецкий марш»);
6. Симфония № 40 Моцарта соль минор.
Ход урока
Звучит концерт до мажор В. А. Моцарта, на фоне музыки дети читают стихи:
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечество не выбирает.
Просто играет всю жизнь напролет.
Ах ничего, что всегда, как известно
Наша судьба то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Коротки наши лета молодые:
Миги развеются, как на кострах,
Красный камзол, башмачки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
Ах ничего, что всегда, как известно
Наша судьба то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Солнечный Моцарт» и действительно музыка этого гениального австрийского композитора как бы проникнута ярким солнечным светом, какой-то особой энергетикой. Я думаю, что все присутствующие здесь согласятся со мной, что музыка Моцарта вызывает только положительные эмоции. Она наполняет нас оптимизмом и верой во всё хорошее.
Сегодняшний урок комбинированный — урок проверки и обобщения знаний и получения новых знаний, новых музыкальных впечатлений.
Я просила подготовить сообщения из жизни и творчества композитора.
(Выступления учащихся).
Мы услышали о том, что Моцарт был необычайно одаренным ребенком с самого детства, и сейчас я хочу, чтобы вы прослушали одну из его ранних сонат, которая написана в самой светлой тональности до мажор. Музыка этой сонаты тоже как бы светится солнечным светом.
Для вас играет ученица школы искусств. (Звучит соната до мажор).
Учитель: В фортепианном творчестве мы находим взаимосвязь народного и профессионального искусства. Моцарт обладал колоссальным профессиональным мастерством и эрудицией. В свою музыку он включает интонации бытующей народной музыки.
У всех фортепианных сонат Моцарта самым главным выразительным средством является яркая красивая мелодия, которая врезается в память.
Большинство сонат создано под влиянием жизненных впечатлений. Например, соната Ля мажор с пребыванием Моцарта в Париже. Ее последняя часть — знаменитое Турецкое Рондо написано в стиле условной экзотики французских комических опер того времени.
В нем чувствуется динамизм оркестровых произведений, так как левая рука изображает звучание турецкого барабана. В доказательство прослушайте это произведение.
(Проигрывает вначале октавную часть с «барабаном» в левой руке. Показывает тему).
За этим произведением установилось название «Турецкий марш», хотя сам Моцарт никогда не называл так свое произведение. В нотах написано «Рондо в Турецком стиле».
Элемент формы рондо присутствует в качестве трехкратного проведения ля мажорного припева, который сопровождает каждый раздел произведения.
На предыдущих уроках мы разучивали вокальные произведения Моцарта, в частности песню «Весенняя», и даже пытались петь ее на два голоса. Я просила выучить партии нотами, и сейчас проверю как вы подготовили домашнее задание.
(Опрос партий, читка нот, работа по голосам).
— И наконец, давайте споем двухголосие.
(Пение на два голоса).
Обобщающее слово учителя: Конечно пение не совсем чистое, но знание нотной грамоты помогает держать свою партию, естественно не все обладают достаточным навыком и вокальными данными, но все старались.
А теперь проведем викторину. Так как класс поделен на два голоса, условно будем считать, что это две команды. Каждая по очереди задает свой вопрос соперникам. Отвечает один человек. За правильный ответ группа получит одно очко. Выигрывает группа, набравшая большее количество очков. Каждый ученик имеет право выступать с ответом только один раз.
(Проводится викторина).
Викторина.
1. Что такое симфоническая музыка?
2. Что такое симфоническая поэма?
3. Что такое симфония?
4. Что такое опера?
5. Что такое симфонический оркестр?
6. Какие группы инструментов составляют симфонический оркестр?
7. Какие инструменты составляют струнную смычковую группу?
8. Из каких инструментов состоит деревянная духовая группа?
9. Назвать инструменты медной духовой группы.
10. Какие инструменты входят в состав ударной группы?
11. Какие инструменты вводятся в оркестр дополнительно, чаще в качестве солистов?
12. Что значит слово челеста?
13. Что такое «Рондо»?
14. Что такое рефрен?
15. Назвать известные произведения Моцарта.
На ваших партах лежат карточки с кроссвордами. Нужно отгадать ключевое слово. Чья команда раньше ответит — добавится еще одно очко.
Обобщение: Учащиеся, правильно ответившие на вопросы, получают по пятерке. А в заключении урока я предлагаю вспомнить еще одну песню Моцарта «Детские игры». (В исполнении класса звучит песня «Детские игры» Моцарта).
Итог урока: Вольфганг Амадей Моцарт прожил всего 36 лет. Но за свою короткую жизнь он создал очень много замечательных произведений, его лучезарная, полная сердечной теплоты, по-весеннему прекрасная музыка будет всегда приносить радость людям.
- 9090 просмотров