В помощь молодому педагогу-гитаристу
Артемьева Ольга Александровна преподаватель по классу гитара, стаж 35 лет, вторая категория. КГКП «Детская Школа Искусств города Сатпаев» Карагандинской области |
Цель публикации:
1. В помощь молодому педагогу-гитаристу.
2. Передача опыта.
Не секрет, что молодые педагоги имеют сложность в проведении именно первого своего урока. Данная работа предполагает помочь в этом. Педагог может использовать работу в данном виде, но возможна и вариантность. Или же использовать как идею.
Данная работа в публикации может показаться несколько схематичной. В живом же общении с учеником, при наличии обратной связи, все это оживает. Ученик на первом уроке знакомиться с необходимыми в дальнейшем элементами в обучении. Второй урок складывается обязательно с учетом полученной информации на первом уроке: идет закрепление, углубление, а также знакомство с новыми элементами работы.
Урок 1
Вступительное слово для детей или их родителей
Дорогой ученик, мы с тобой сегодня проводим первый в твоей жизни урок.
Ты решил сам или тебя привели за ручку родители. Возможно, это было неосознанно, но это то, что тебе может принести радость. И независимо от того насколько хорошо ты научишься играть на инструменте, уверяю тебя, это принесет много хорошего для твоего развития личности.
Как ты понимаешь «развитие личности»?
Возможно, ты сможешь ответить сразу же. Может быть, тебе понадобиться время для осмысления, и ты над этим вопросом подумаешь дома... В последнее время, когда я задаю вопрос о том для чего все это нужно, идут ответы: «чтобы научиться играть», «выступать на сцене».
И никто не говорит, что все это, во имя творчества. А потребность в творчестве у человека огромная и потому, что творчество — это структура нашего сознания. Поэтому люди стремятся петь, танцевать, рисовать, играть на том или ином инструменте.
Итак, музыка состоит из звуков, которые различны по своей высоте, длине и которая может создать настроение. А если учатся играть, то это все это музыка.
Ответь, пожалуйста, на мои вопросы.
— Музыку мы видим или слышим.
— Музыка имеет высоту.
— Музыка имеет длину.
— Музыка создает настроение.
Итак, музыка состоит из звуков, которые различны по своей высоте, длине и которая может создать настроение. А если учатся играть, то это все это музыка.
К высоте звуков относится так называемый звукоряд.
вверх: до ре ми фа соль ля си
вниз: до си ля соль фа ми ре до
Длина звуков: долгие и короткие звуки. А вот сочетание звуков разной длины называется ритмом.
Ты будешь выполнять письменно ритмические упражнения:
Обозначение долгого звука: | - вертикальная палочка.
Обозначение коротких звуков: П — две вертикальные палочки, объединенные между собой верхней линией.
Настроение определяется музыкальными ладами, которые передают веселое или грустное настроение. Существуют несколько ладов, но о них много позже.
А сейчас:
Весело — мажор
Грустно — минор
— Послушай две песенки, определи их лады.
— Послушай и постарайся петь вместе со мной еще одну песенку, которую я намеренно не называю.
— Правильно, ты её не узнаешь, потому что в этом виде ты её не знаешь.
— А сейчас?
— Да. Это самая известная новогодняя песенка «Маленькая ёлочка». Не узнал ты её, потому что, я, сохранив высоту и порядок звуков, изменила длину в произвольном порядке. Ты на этом примере познакомился с тем, насколько важна работа музыканта над ритмом.
— И снова «Грустная» и «Весёлая» песенки. Вначале ты простучишь ритм. Слушай внимательно. Следи за тем, где музыка как бы останавливается, т. е. звуки более продолжительны, и где звуки более короткие.
— Я буду играть песенки, а ты на каждый звук будешь вести счет. Это идет отсчет долей. Обрати внимание на то, что они равномерные и одинаковые. Чтобы легче было понять представь, что это как пульс у человека, который сопровождает всю его жизнь. Или как бы шаги. Так и у музыки есть внутренняя жизнь, которая всегда ощущается биением долей. Ты ведешь счет на раз, два, три, следовательно, песенки звучат в трехдольном размере.
— Прочитай, простучи и с моей помощью запиши, используя ритмические обозначения, ритм слов:
Пе —ту -шок, пе —ту -шок, зо — ло — той гре — бе — шок.
Домашнее задание:
— запомни термины
— выучи звукоряд вверх и вниз
— выполни письменно ритмические упражнения:
1. Динь — дон, динь — дон, за — го — рел — ся кош — кин дом.
2. Тра — та —та, тра — та — та, мы ве — зем с со — бой кота.
- 6257 просмотров