9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Внеклассное чтение по повести А. Алексина «Безумная Евдокия»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна, учитель русского языка и литературы средней школы №24 г. Павлодара

Внеклассное чтение по повести А. Алексина «Безумная Евдокия»

8 класс

Цель урока:

  1. помочь учащимся выявить актуальные проблемы, освещенные автором,
  2. развивать навыки аналитического чтения художественного текста,
  3. содействовать определению учащимися собственной позиции по данным проблемам.

1. Мотивационный этап урока

Цель на данном этапе — актуализация знаний по фабуле повести для создания ситуации успеха на уроке, а также выявление ключевых слов для определения темы и проблематики повести.

Ребята, к данному уроку вы получили задание прочитать повесть «Безумная Евдокия». Вам название показалось забавным. Действительно ли о безумной женщине идет речь? Давайте вспомним основные события, происходящие с героями повести. Попутно будем заполнять дневник двойной записи.

 

Ключевые слова

Комментарии детей (примерно)

… Спасибо ей (Оле)

Нелегко придется нашей талантливой дочери в мире обыкновенных…

Оля просто не вынесла. Всему есть предел!

Безумная Евдокия и в самом деле руководила умами и поступками учеников.

С «маленькими» спокойнее … они ей гораздо ближе…

Жить только собой – это еще полбеды. Гораздо страшнее, живя собой, затрагивать походя чужие судьбы.

Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество.

К человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию человечность – безусловно.

С самого рождения Оли родители благодарили ее. Хотя жизнью рисковала мать, рисковал своей любовью и счастьем отец.

Такова точка зрения родителей Оли. Они строят свое отношение к учителю и одноклассникам Оли на том, как и что рассказывает им дочь.

Все, со всеми, для всех – это главные слова в жизни и работе учительницы. Она не желала замечать того, что было ярко и индивидуально. Конфликт Оли и классного руководителя постепенно переходит в конфликт Оли с классом.

Стиль работы учителя достоин

(каждый пишет свое мнение).

Не желая терять пальму первенства, Оля решила доказать свою неординарность и в походе: первой разгадав тайну, она идет к успеху одна. Это ей удалось, но за это поплатилась здоровьем ее мать

 

Прочитайте внимательно ключевые фразы и попробуйте сформулировать проблемы, которые затрагивает писатель в своей повести.

(учительская диктатура и подлинная свобода личности, взаимоотношения талантливых и обыкновенных людей, соотношение таланта и человечности в человеке и др.)

2. Оперативно-исполнительный этап урока

Цель на данном этапе — опираясь на знание текста, помочь учащимся понять авторскую позицию в решении нравственных проблем и помочь учащимся сформировать собственную точку зрения по данным проблемам.

Кого из героев повести вы поставили бы в центре повествования?

Какими словами можно определить взаимоотношения главных героев повести?

Родители Оля  
Борис и Люся   Евдокия Савельевна
Восхищение и обожание  любовь и поклонение   противостояние

— Что же было причиной обожания и противостояния?

(Оля необыкновенно талантлива и требует к себе особого внимания и отношения)

Права ли она?

(учащиеся обсуждают проблему в группах, а) с точки родителей девочки б) с точки зрения учителя в) с точки зрения одноклассников. Затем от каждой группы выступает один ученик. Дети должны аргументировать свои ответы ссылкой на текст.)

Затем детям предлагается написать свободное письмо по одной из проблем:

  • Как вы решили бы эту проблему, если бы у вас был необыкновенно талантливый друг (подруга)?
  • Можно ли считать, что действия Оли — это протест против диктатуры учителя?

Заслушав мнение учащихся, предлагаю им вопросы для диспута:

  • Как Оля достигает или пытается достичь признания своей исключительности?
  • Какую роль в этом играет учитель?
  • Триумф или крах ожидает Олю на этом пути?
  • Можно ли считать, что Евдокия Савельевна обезличивает детей. Ставя им в пример людей, добившихся незначительных успехов в жизни, а не особо одаренную Олю?
  • В чем она видит главный успех своих учеников?

Сама Евдокия Савельевна говорит, что Оля, видимо, не зря прозвала ее «безумной». Согласны ли вы с ней?

3. Рефлексивно-оценочный этап

Цель на данном этапе — выявит степень осознания учащимися авторской идеи, выявить отношение детей к освещаемым проблемам.

Прочитайте заключительные строчки повести. Найдите здесь ключевые слова и сформулируйте основную идею автора, выраженную всем ходом повествования. (порок сердца не болезнь, а нечто иное…)

Домашнее задание

Написать эссе «Порок сердца не болезнь, а нечто иное»