Внеклассное мероприятие: «Собака — верный друг»
Бейсенбаева Айнур Башаркызы, учитель младших классов, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ « |
Цель: воспитание сопереживания, внимательного отношения к животным, развитие способности заботиться о животных, пополнить знания учащихся любопытными и интересными фактами из жизни собак.
Оборудование: картинки с изображением собак, рисунки детей, крылатые выражения о собаках, слайды, музыкальный центр.
Звучит песня «Это знает каждый» из к\ф «Приключения Электроника»
Ведущий: На заре истории голод и страх были постоянными спутниками первобытных людей, пока они не приобрели союзников — домашних животных. И первым из них стала собака.
Ни одно домашнее животное не используется так всесторонне, как домашняя собака. Замечательные чутьё и слух, выносливость, быстрота, а главное своеобразный «ум» — все эти качества собаки привлекли человека. Все мы сталкивались с проявлением собачей преданности, с примерами самоотверженного служения человеку в самых различных условиях.
1 ученик: Собаки… Сколько их и какие они разные! В наше время человечеству служат более 400 пород. Есть совсем маленькие — они умещаются на ладони и весят не более 1\2 килограмма. И есть великаны, вес которых достигает 80 килограмм.
2 ученик: Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком.
3 ученик: Одни быстрые, подвижные, другие — неуклюжие. И все они — самые верные наши друзья. И самые древние. Потому что собаки первыми из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак.
4 ученик: Самые верные — потому то ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.
Ведущий: Есть собаки охотничьи, есть служебные, есть декоративные.
5 ученик: Охотничьи собаки помогают людям на охоте. И у каждой собаки есть своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими — на водоплавающую дичь. С третьими — на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя
6 ученик: Фокстерьеры и таксы (показ рисунка) выгоняют зверей из нор.
Лайки (показ рисунка) отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник.
7 ученик: А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие (показ рисунка) с громким лаем преследуют зверя.
(Ведущий знакомит с другими породами охотничьих собак)
1 ученик: Кто не знает пограничных собак? Днём и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении нарушителя. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.
Ведущий: Пограничники обходили границу. Вдруг, собака Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у неё встала дыбом, значит, здесь прошли чужие. След привёл пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в неё, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашёл
Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками.
Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пёс Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций по задержанию преступников. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений.
Но шло время. Пёс состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в тёплом питомнике как почётного «пенсионера». После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящён многим розыскным собакам.
2 ученик: Служебные собаки пасут и охраняют стада. (южнорусская овчарка, кавказская овчарка, пули)
В горах сенбернары спасают попавших в беду людей, ньюфаундленды спасают тонущих.
3 ученик: Во время ВОВ собаки выносили и вывозили раненных, работали связными, помогали сапёрам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков.
4 ученик: Благодаря великолепному чутью, собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками — почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Геологам помогают отыскивать полезные ископаемые.
5 ученик: Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приведёт на работу и домой, оберегает его в пути. Собака облегчает труд чабана: пасёт овец, охраняет и защищает их от хищников (
Ведущий: Служебные собаки — очень серьёзные животные, но ведь они тоже
6 ученик:
Я не зря глаза таращу —
Я давно хочу узнать,
Как овчаркой настоящей
Поскорее можно стать.
Чтобы уши не болтались,
Чтобы стал послушен хвост,
Чтобы сразу догадались
Как умён я и не прост.
Чтобы взяли на границу
Чтоб в дозоре я лежал
Долго мне ещё учиться?
Очень долго? Очень жаль…
Ведущий: И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.
7 ученик:
Два года прожил водолаз
И вдруг подумал мрачно,
Что никого ещё не спас,
Что жизнь его не удалась,
Сложившись неудачно.
А сколько раз в геройских снах
Он плыл в стремительных волнах,
Нырял бесстрашно в глубину,
Искал на дне, со дна тянул.
И сколько раз, ах сколько раз!
Ему спасённый лапу тряс!
А там, в толпе, на берегу,
Кричали все об этом:
«Я за медалью побегу!»
«Я сообщу в газету!
…Но просыпался каждый раз
На этом месте водолаз.
Ведущий: Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки. Болонки, тойтерьеры, карликовые пинчеры, японские хины, пекинесы — они живут в домах и выполняют своё главное предназначение — быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. Также декоративные собаки выступают в цирке.
8 ученик:
А на что способны шпицы,
Можно в цирке убедиться:
Он танцует и играет
И по карточкам считает,
Прыгает через каркас.
А таблицу умноженья
Знает он не хуже вас.
…Цирк грохочет:
«Браво! Бис!
Замечательный артист!»
Ведущий: Ребята, а что это за собаки?
Вежливые, словно колли,
Упрямые, как бульдоги,
Сильные, как волкодавы,
Умные, как сенбернары,
Храбрые, хоть на заставы,
Славным овчаркам в пару.
(дворняжки)
Песня «Мой щенок»
Ведущий:
Многие ребята очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают, кормят их, смотрят, чтобы никто не обидел. И вы, наверное, переживаете, если вдруг
Песня «Люси»
1 ученик: Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.
2 ученик: В
3 ученик: В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине — ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри — собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.
4 ученик: В Берлине — собаке-проводнику слепых.
5 ученик: На Аляске — вожаку упряжки Бальту, доставшему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.
6 ученик: В Италии — собаке по кличке Верный, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.
Ведущий: О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много.
Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром поставлены памятники.
Каждый человек мечтает или мечтал
Стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга»
Ведущий: Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другие животные.
Песня «Пропала собака»
Итоги конкурсов: рисунки, сочинения.
Использованы материалы:
- 9504 просмотра