Времена года. Весна
Слётина Анастасия Николаевна |
Конспект занятия по развитию речи в контексте билингвизма
(подготовительная группа)
Цель:
1. учить составлять описательные рассказы на основе картины, по опорным словам;
2. закреплять знания о начале весны, ее приметах и народных названиях;
3. активизация словаря
Материал к занятию: картина А.Саврасова «Грачи прилетели», карточки со словами: весна, снег, грачи, лужи, солнце, көктем, ұзақтар, қар, шалшықтар.
Ход занятия
Воспитатель: Тему нашего занятия вы узнаете отгадав загадку.
Отшумела злая вьюга
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга
Капли падают звеня
Солнце ярко пригревает
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Дұрыс. Весна қазақша айтайық.
Дети: Көктем.
Воспитатель: Вы любите весну? Многие любят весну, потому что это прекрасное время года. Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их.
Дети: Март.
Воспитатель: Первый весенний месяц. Бәріміз 6ipre қайталайық.
Дети: Наурыз.
Воспитатель: А второй весенний месяц?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Қыздар, қазақша айтайық.
Дети: Сәуір.
Воспитатель: А после апреля идет…? (хором)
Дети: Май.
Воспитатель: Ұлдар, қазақша айтайық.
Дети: Мамыр.
Воспитатель: Оқыиқ.
Дети: Наурыз. Сәуір. Мамыр.
Воспитатель: Мынау қай айлары?
Дети: Көктем айлары.
Воспитатель: Бәріміз 6ipre қайталайық.Жарайсындар. Весенние месяцы — это три братца, у которых своя работа, свои обязанности. Сегодня у нас в гостях картина художника Саврасова об одном из этих месяцев, а вот о каком мы сможем узнать, если внимательно вглядеться в нее. Полюбуйтесь. Понравилось? Что вы видите, прежде всего?
Дети: Голые деревья.
Воспитатель: Это зимние березки. Енді. Қазақша айтайық.
Дети: Қайын.
Воспитатель: Өте жақсы. Зимние березки, а на них…
Дети: Стаи птиц.
Воспитатель: Догадались как их зовут?
Дети: Грачи.
Воспитатель: Қазақша айтайық.
Дети: Ұзақтар.
Воспитатель: Бәріміз 6ipre қайталайық. Ұзақтар. Жарайсындар. Грачи — первые перелетные птицы, которые прилетели с теплых стран и на крыльях принесли весть о начале весны. Недаром в народе говорят: «Грачи — вестники весны». Как называют грачей, если они приносят весть о весне? Повторим. Грачи — вестники весны.
Дети: Грачи — вестники весны (шепотом, громко, радостно).
Воспитатель: Вестники весны кто?
Дети: Вестники весны — грачи.
Воспитатель: Смотрю на вестников весны и думаю, а чем они заняты? Вглядитесь в картину.
Дети: Грачи строят гнезда.
Воспитатель: Каждой птице нужен свой дом, поэтому сколько гнезд?
Дети
Воспитатель: Да, действительно, стая большая и гнезд должно быть очень много. Я внимательно посмотрела на стаю грачей, у
Дети: Радостное. Веселое.
Воспитатель: А если они хлопочут, то какое?
Дети: Хлопотливое.
Воспитатель: А если это весной, то какое?
Дети: Весеннее.
Воспитатель: Весна пришла. Кто прилетел?
Дети: Грачи прилетели.
Воспитатель: Так и назвал картину А.Саврасов. «Грачи прилетели» запомним.
Дети: Грачи прилетели.
Воспитатель: А в народе за прилет грачей называется этот месяц как? Вспомните.
Дети: Грачевник.
Воспитатель: Повторим (девочки, мальчики — 2 раза).
Воспитатель: Это народное название месяца, а вот календарное мы сможем узнать если внимательно вглядимся в I план картины. Что вы видите здесь?
Дети: На первом плане снег.
Воспитатель: Қазақша айтайық.
Дети: Қар.
Воспитатель: Дұрыс. А снег какой? Одно слово.
Дети: Мокрый.
Воспитатель: Қазақша айтайық.
Дети: Сулы.
Воспитатель: Рассыпчатый?
Дети: Липкий.
Воспитатель: Қазақша айтайық.
Дети: Жабысқақ.
Воспитатель: Өте жақсы. Белый?
Дети: Сероватый.
Воспитатель: Қазақша айтайық.
Дети: Сұрғылт.
Воспитатель: Теплый?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Қазақша айтайық.
Дети: Суық.
Воспитатель: Вот такой снег, прочитаем хором… (дети читают на казахском, воспитатель на русском). Бывает только весной. И эта примета весеннего месяца. А чуть подальше, что заметили на картине?
Дети: Чуть подальше — лужи.
Воспитатель: Растаявший снег. А это примета зимы или весны?
Дети: Весны.
Воспитатель: Да, конечно. Продолжаем всматриваться в картину. А какую еще примету весны вы заметили? Кругом снег, а здесь земля, как называются островки земли весной, вспомните.
Дети: Проталина.
Воспитатель: Это вытаявшая земля, с которой сошел снег. Повторим. Проталина — это тоже примета весеннего месяца, и за проталины его в народе как называют?
Дети: Проталъник.
Воспитатель: Положим в копилку.
Воспитатель: В народе этот весенний месяц называют грачевник, протальник, а как в календаре называют? Вспомним все приметы весны. Кто прилетел?
Дети: Прилетели грачи.
Воспитатель: Какой стал снег?
(Дети перечисляют какой снег)
Воспитатель: Что образовалось?
Дети: Образовались лужи.
Воспитатель: И появились
Дети: Проталины.
Воспитатель: Все это признаки какого месяца?
Дети: Это приметы марта.
Воспитатель: И это календарное название первого весеннего месяца, который поэты называют утро весны. А как мы узнали?
Дети: Внимательно всматривались в картину и находили все приметы весны.
Воспитатель: Красивую картину написал художник А.Саврасов о первом весеннем месяце, о начале весны красками? А можно писать и словесные пейзажи. Хотите попробовать? А чтобы рассказ получился грамотным, понятным и о весне нам помогут опорные слова. Прочитаем.
Солнце.
Весна.
Снег.
Лужи.
Грачи.
Воспитатель: Выглянуло солнышко и стало греть ласковее, теплее. Наступила весна. Снег стал мокрым серым. Появились лужи, а
Грачи.
Весна.
Солнце.
Снег.
Лужи.
Воспитатель: Прочитаем. Кто составит свой рассказ?
Дети: Прилетели грачи и принесли на крыльях весть о начале весны. Солнышко стало греть теплее. Снег начал таять и появились лужи.
Воспитатель: Бүгін бізге қонаққа Сәуле келді (К нам сегодня в гости пришла Сауле). Сәуле әнгімемізді қазақша айтайық (Расскажем Сауле наш рассказ на казахском языке)? А помогут составить рассказ слова. Прочитаем.
Ұзақтар.
Көктем.
Күннің көзі.
Қар.
Шалшықтар.
Воспитатель: Нелер ұшып келді?
Дети: Ұзақтар ұшып келді.
Воспитатель: Қай жыл мезгілі келді?
Дети: Көктем келді.
Воспитатель: Не аяулы жылытады?
Дети: Аяулы куннің көзі жылытады.
Воспитатель: Не ериді?
Дети: Қар epuді.
Воспитатель: Не көрінді?
Дети: Шалшықтар көрінді.
Воспитатель: Әнгімемізді қайталайық. Өте жақсы. А Сауле понравилось, как вы думаете? Давайте спросим. Сауле, саған ұнады ма?
Дети: Иә, өте ұнады. Жарайсьндар, балалар.
Воспитатель: Молодцы, а рассказ получился грамотный, понятный, потому что использовали опорные слова. Балалар сабақ аяқталды.
- 11407 просмотров