Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по сказке: «Маша и Медведь»
Караульных Татьяна Витальевна воспитатель, стаж 26 лет, вторая категория КГУ «Красноярская основная школа» |
Цель:
1.Закрепить навыки количественного и порядкового счета;
2.Закрепить состав числа «7»
3.Закрепить знания о геометрических фигурах;
4.Продолжать ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, в середине;
5.Развивать мыслительную активность, память, внимание, речь логическое мышление, творческие способности и фантазию;
6.Воспитывать активность, интерес к математическим знаниям и любовь к произведениям устного народного творчества.
Наглядность: Иллюстрации по сказке «Маша и медведь», корзинка для сбора числовых карточек, карты с геометрическими фигурами, в одной из которых находится любое животное, рисунки для составления картинки.
Раздаточный материал: числовые карточки, грибочки (по 7 шт.) тетради, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие придет сказка. А какая — отгадайте!
Загадка: Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадай загадку!
Теперь скорей ответь —
Название этой сказки…… («Маша и медведь»)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как Маша попала в избушку к медведю? (пошла в лес, кустик за кустик, деревце за деревце и заблудилась в лесу).
Вывешиваю картинку по сказке.
Воспитатель: Как вы думаете, каких животных могла встретить Маша в лесу? (зайчика, белку, волка, ежа, лису — вывешиваю картинки животных на доску).
— Как можно назвать животных, которые живут в лесу? (дикие животные, звери)
— Сколько зверушек встретила Маша? Ответ: 5
— Сколько животных стоит возле ежа?
— Сколько животных стоит перед зайчиком?
— Сколько животных стоит перед белкой и лисой?
2. Животные в геометрических фигурах
Воспитатель: Ребята, а в сказке Маше встречались дикие животные?
Воспитатель: Дикие звери обычно прячутся от человека, вот и эти животные спрятались от Маши. А давайте найдем их вот в этих геометрических фигурах.
3. Воспитатель: Дети, зачем Маша с подружками пошли в лес?
(за грибами, за ягодами) (На доску вывешиваю корзинку). У вас на столе лежат грибочки, выложите их в один ряд.
Воспитатель: Посчитайте, сколько грибочков на столе у Насти? Вики? Кирилла? Алины? (7)
Воспитатель: Разделите грибочки на две кучки.
Воспитатель: Настя, сколько грибочков у тебя слева? (3) — А справа? (4)
— А сколько всего грибочков? (7). Значит 7 — это сколько? (3 да еще 4) (опросить 4–5 детей).
Воспитатель: Ребята, мы поможем Машеньке наполнить корзинку грибами и ягодами? Возьмите карточки, посчитайте сколько грибов, ягод на ней изображено и запишите в окошечке соответствующую цифру.
Затем дети рассказывают: У меня 4 грибочка, 7 ягодок — и ставят карточки в корзинку.
Физминутка 1:
Мы сейчас все дружно встанем.
Ноги шире мы поставим.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки вбок,
И на месте прыг да скок.
А теперь мы сядем дружно
Нам еще работать нужно.
4. Воспитатель: Ребята, вспомните, что дальше произошло в сказке?
Дети рассказывают сказку, до слов «… кашу варить, меня кашей кормить» (вывешивается следующая иллюстрация к сказке)
Воспитатель: И стала Маша у него жить. Медведь в лес пойдет, а Маша каши наварит, и в избе приберет. Много было работы у Маши.
Пальчиковая гимнастика:
Дети выполняют соответствующие движения.
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают плавая.
Воспитатель: И мы с вами в стороне не останемся, а поможем Машеньке посуду убрать. Откройте тетради, у вас нарисованы чашки.
Воспитатель: Сколько чашек нарисовано? С какой стороны начинаем отсчитывать?
Воспитатель: А теперь будьте внимательны. Вам нужно первую чашку закрасить красным цветом, третью — синим цветом, седьмую — желтым цветом.
Воспитатель: Какие по счету чашки вы закрасили? Сколько чашек закрашено? А сколько чашек осталось не закрашенными? Сколько чашек стоит в ряду?
5. Воспитатель: Так Маша прожила у медведя целую неделю.
— Дети, а сколько дней в неделе? Назовите их.
6.Стала девочка скучать по бабушке и дедушке. Думала, Маша, думала, как обмануть Медведя и придумала!
— Что она придумала? (дети рассказывают, вывешивается следующая иллюстрация)
— Сейчас мы с вами в тетрадях нарисуем по клеточкам, как медведь нес Машу в коробе домой. Показ на доске с приговоркой «на пригорок подымался, в овражек опускался,- Сяду на пенек, съем пирожок». Положите правильно тетради, возьмите ручки и приступаем к работе, повторяем вслух «на пригорок подымался…»
Физминутка 2:
Маша в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами.
А несет ее медведь, вместе с пирогами.
Путь не близкий, дальний путь.
Хочет Миша отдохнуть.
Только Маша не дает на пенек присесть
И румяный пирожок по дороге съесть.
7. Воспитатель: Принес Медведь Машу в деревню. Ребята, а вы хотите узнать, какая красивая деревня была, где жила Маша, бабушка и дедушка?
Воспитатель: — Тогда сейчас мы с вами составим картину деревни, только вы будьте внимательны:
— в левом верхнем углу светит солнышко.
— в правом нижнем углу стоит домик
— слева от домика растут три елки
— на второй елке сидит сорока.
— в левом нижнем углу растет береза
— справа от березы сидит собачка
— по небу плывут облака, где будут облака? (вверху, справа от солнышка)
— в середине картины Маша с бабушкой.
Воспитатель: Посмотрите, какая получилась красивая картина! Ребята, что можно сказать о девочке Маше? Какая она была? (умная, добрая, любила бабушку и дедушку, находчивая, смелая…)
Итог. Воспитатель: Вас я тоже могу назвать умными и трудолюбивыми. Вы столько много выполнили заданий. А какие задания вам понравились больше всего? Как вы думаете, кто работал лучше всех?
— Мне понравились все дети, и за ваше трудолюбие вам пришла посылочка от бабушки в виде такого красивого сундучка. А в нем лежат сладости для детей.
- 8759 просмотров