9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Занятие по художественной литературе с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в сказку»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Крылова Татьяна Григорьевна воспитатель мини-центра «Айым» при КГУ «Тахтабродская средняя школа», Казахстан, Северо-Казахстанская область, район Габита Мусрепова, село Тахтаброд

«Путешествие в сказку»

Старшая группа

Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.

Задачи:

• обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели
• развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету)
• воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.

Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц — зайка, зайчишка).

Билингвальный компонент: мышка-тышқан, волк-қасқыр, заяц-қоян, лиса-түлкі, медведь-аю

Оборудование и материалы: конверты с моделями на каждого ребенка, зайца мышки, лягушки, лисы, волка, медведя, коробочка.

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. Мы любим сказки за то, что в них всегда происходит что-то волшебное, добро всегда побеждает зло.

Если в сказку очень верить,
То она к тебе придет.
Волшебство откроет двери,
За собою позовет

Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? А для того, чтобы очутится в сказке нужно произнести волшебные слова.

Мы руками хлоп-хлоп.
Мы ногами топ-топ.
Раз-туда, два-туда,
А потом вокруг себя.
Чтобы в сказке очутится,
Надо низко поклониться.

2. Сюрпризный момент.

Появляется коробка, в котором находится игрушка лягушка.

— Ребята, посмотрите, что это?

— Посмотрите какая красивая коробка, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри коробки.

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

— А как вы догадалась, что в коробке спряталась лягушка? (У нее нет хвоста, кривые лапки) Правильно, ребята! Это лягушка, она прискакала к нам из сказки.

— Что можно сказать о лягушке, какая она? (зеленая, мокрая, холодная.)

— А как в сказках называют лягушку? (лягушка-квакушка).

— В каких сказках мы с вами встречаем лягушку? ( «Царевна-лягушка», «Дюмовочка» «Теремок», «Рукавичка».)

Правильно, ребята, сказка называется «Теремок» и лягушка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.

Живет в норке
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (мышка)

— А как в сказках называют мышку (мышка-норушка)

На казахском языке мышка-тышқан

— Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг по снежочку тык-тык (заяц)

— Ребята, как можно назвать зайца ласково (зайчишка, зайка-побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка)

На казахском языке заяц-қоян

— По земле скачет, по воде плывет.(лягушка) А как в сказках называют лягушку (лягушка-квакушка)

— Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (волк) Назовем ласково волка ласково (волчок, волчонок, волчишка)

На казахском языке волк-қасқыр

— Рыжая плутовка, хитрая да ловкая. В сарай попала, всех кур пересчитала.(лиса)

— Как ее можно ласково назвать? (лиска, лисонька, лисичка)

На казахском языке лиса-түлкі

— Зимой спит — летом улья ворошит. (медведь)

На казахском языке медведь-аю
Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)
«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)
На казахском языке петух-әтеш
Назови, Женя, петуха ласково (петушок, петенька)

— В этом домике на тесно,
Всем зверушкам хватит места.
Что за дом среди дорог?
Этот домик.... («Теремок».)

— Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Теремок»? (Нет, петушок из другой сказки.)

5. Физкультминутка.

— Правильно, ребята, лягушка-квакушка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ней? Тогда встаем в круг.

— Эй, ребята, что вы спите
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.

— Вот мы немного отдохнули, и лягушка приглашает вас за столы.

У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый маленький и большой круг, оранжевый, зеленый, коричневый).

Сказку «Теремок» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для... (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует лягушке? (зеленый) Почему? Какой цвет соответствует герою «Теремок» волку (серый большой а маленький-мышке). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах — домик.

А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают кружочки)

СКАЗКА

Стоит в поле теремок. Он не низок, невысок. Бежала мимо мышка-норушка. Увидала теремок, постучалась.

— Терем-теремок кто в тереме живет? Ни кто не отзывается. Забежала мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала лягушка к теремку постучалась и спрашивает. О чем спрашивала лягушка? (дети хором отвечают)

— Я мышка-норушка, а ты кто?

— Я лягушка — квакушка. Пусти меня к себе жить. Стали они вдвоем жить.

Кто следом за лягушкой прискакал? (заяц)

— Что зайчик сначала сделал? (постучал, а потом спросил кто в домике живет)

— Я зайчик побегайчик. Пустите меня к себе жить. Звери пригласили зайку в теремок.

Бежала мимо лисичка увидала теремок постучалась. Спросила кто в тереме живет. В какой последовательности отвечали звери? (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик побегайчик)

— А я лисичка-сестричка пустите меня к себе жить. Позвали звери лисичку к себе жить? Стали они вчетвером жить.

Пробегал мимо волк увидал теремок, постучался и спросил. О чем спросил волк? Что ответили звери?

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь(дети показывают как заревел медведь).

Звери добрые были и пригласили медведя в теремок.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

— Что же делать? Как нам быть?

Необходимо вызвать у детей желание построить, новый теремок.

Пальчиковая гимнастика «Строим Теремок»

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Тук-тук, тук-тук!
Застучал молоток. (Дети ударяют кулачками друг о друга)
Будем строить теремок
С высоким крыльцом (поднимают руки)
С окнами большими (сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну на другую «окно»)
Со ставнями резными (разводят руки в стороны)
Тук-тук, тук-тук!
Замолчал молоток. (опускают руки)
Вот готов наш теремок! (соединяют руки над головой «крыша»)

— Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? ( «Теремок»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети выходят из-за столов и встают на коврик.

— Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.

По первой пойдем — к лягушкам в болото попадем.
По второй пойдем — к Бабе-Яге придем.
По третьей пойдем — теремок сказочный найдем.
Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное упражнение

Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом.
Носом глубоко дышите,
Спинки ровненько держите! (Вдох-выдох)

— А вот и теремок. У одной из стен стоит теремок

Стучу в теремок: Терем — теремок, кто в тереме живет?

— Я лисичка — сестричка. Вы в окошко постучите и подарки получите.(через окно в маске лисы взрослый подает коробку с подарками)

Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Мы сказку увидели, в сказку играли,
Ну и конечно немного устали.
Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора. Произнесем волшебные слова

Мы руками хлоп-хлоп.
Мы ногами топ-топ.
Раз-туда, два-туда,
А потом вокруг себя

Вот мы и вернулись из сказки. Сегодня мы свами поиграли в игру «Волшебная коробочка», отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Теремок», которую составляли и рассказывали по моделям заместителям.