Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с подземным царством»
Петрова Наталия Ивановна, методист детского сада, вторая квалификационная категория, ГККП «Детский сад № 6 «Солнышко» при Отделе Образования г Степногорска, Акмолинская область, Сандыктауский район, поселок Шантобе |
Ознакомление с окружающим миром и экология
Предшкольная группа
Цель:
- дать представление о почве, как о компоненте природы;
- познакомить с представителями почвенной фауны на примере крота;
- дать представление об особенностях внешнего строения и поведения, о его приспособленности к подземному образу жизни;
- подчеркнуть значимость подземных жителей;
- дать представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений, животных, птиц
- научить детей правильно выкладывать цепь питания,
- объяснить, что в природе все взаимосвязано;
- воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: почва, чернозем, кочки, кротовины.
Билингвальный компонент: крот — кйртышан, земля — жер.
Предварительная работа: Рассматривание картин, знакомство с внешним видом крота, чтение произведений о кроте.
Подготовка к занятию: игрушка Боровичок, подарок от Боровичка (мешочек с землей), конверт с загадками, картина «Семья кротов», схема подземных ходов крота, банка с водой для эксперимента с почвой, картинки (березовый лист, паук, стрекоза, лягушка, крот, лиса, сова) для выстраивания цепи питания, магнитофон.
Ход занятия:
1. Мотивационно-побудительный этап:
— Ребята, к нам в гости пришел Старичок-Боровичок. Он принес в подарок нам мешочек земли, по-казахски земля — жер. Эта земля волшебная, с лесной тропинки. О ком же пойдет речь?
2. Организационно-поисковый этап:
Давайте рассмотрим картину. («Семья кротов»)
Крот по-казахски КиРТЫШљАН
Вопросы:
- какие животные изображены на картине?
- где живет семья кротов?
- как она оказалась на поверхности земли?
- что делают кротиха и кротенок?
- кого они нашли?
- что делают кроты под землей?
- чем они питаются?
- что это такое? (кучи земли)
- откуда они появились? Их называют КРОТОВИНАМИ.
- как выглядят кроты?
- особенности шубки крота?
- как устроены лапы крота?
Рассматривание картины «Семья кротов»
— Ребята, а хотите попасть в подземное царство? Посмотреть, как живет крот? Боровичок приготовил для вас загадки о подземных жителях. Отгадаете, отправимся в путешествие.
1 Царства темного жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жизнь дают.
(корни)
2 В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)
3.Каждый год осенью с деревьев опадает много листьев,
А куда они потом исчезают?
Кто помогает таким волшебным превращениям?
(дождевые черви)
— Вход в подземное царство открыт! Закройте глаза, начинаем телепортацию!
Релаксация (спокойная музыка).
Дети открывают глаза и видят схему подземных ходов крота
Рассказ воспитателя о кроте:
Крот — насекомоядное животное, в огороде он поедает личинок, жуков, которых мы считаем «вредными», но в природе нет «вредных» и «полезных». Каждый живой организм выполняет свою роль, в том числе и крота.
Одна из главных забот крота — добывание корма. Крот должен съесть за день столько, сколько весит он сам целиком. Сюрпризом для крота являются мышиная норка с мышатами, ящерки, жаба, зарывающаяся в землю от врагов.
Но каким же образом крот узнает, в каком направлении следует рыть ему подземный коридор? Ведь крот — полуслепой, а запахи под землей не распространяются. У него очень хорошо развит СЛУХ.
Кроту остается только пустить в ход лапы, похожие на когтистые лопаты. Как же протекает жизнь крота под землей?
Довольно глубоко, на метр под поверхностью земли, находится его главная квартира, от которой в разных направлениях отходят коридоры для постоянного пользования, есть ВЫХОД наружу на взгорках — КРОТОВИНЫ. коридоры достигают 40-60 метров, он чуть шире самого крота. Три раза — утром, в полдень и вечером пробегает крот, прислушиваясь, не раздается ли шум? Наевшись, отправляется домой.
Зимой крот не перестает охотиться, в отличие от ежа, который впадает в спячку. Охота идет на большой глубине, куда, спасаясь от холода, перемещаются насекомые и черви. Кроты могут переплывать небольшие речки.
Если крот голоден 14-16 часов — он погибает. Живут кроты 4-5 лет.
Гнездовая камера (квартира) располагается на глубине 1,5-2 метра, в защищенном месте- между корнями деревьев и кустарников, под пнями, постройками.
Кроты — неуживчивые, драчливые, поэтому они одиночки.
Рассказ воспитателя о подземной «квартире» крота.
Физминутка
— Чем же дышат кроты под землей? Как воздух проникает под землю?
Правильно, через кротовины. А еще воздух содержится между частицами почвы. Не верите? Давайте проверим.
Эксперимент с почвой:
В банку с водой опускаем комочек почвы. Он сразу не тонет. Почему? При помощи палочки опускаем на дно. Из комка выходят «шарики» . что это за шарики? Это ВОЗДУХ.
— Какую же пользу приносят кроты? — ответы детей.
Истребляют вредных насекомых, разрыхляют почву, обогащают удобрением. Почва становится лучше, избыток влаги глубоко проникает в почву по кротовинам. Но если крот завелся в огороде — это плохо. Почему?
Повреждают корни растений, они гибнут. Уничтожают полезных для почвы дождевых червей.
Как бороться? Поместить рядом с кротовиной нарезанный лук, чеснок. Кроты не любят этого запаха, уходят сами.
Эксперимент с почвой
— Ребята, давайте выстроим цепь питания.
Выстраивание цепи питания
Ответы детей, выстраивание цепи питания.
3. Рефлексивно-коррегирующий этап:
— Вот и закончилось наше путешествие в подземное царство. Пора возвращаться в группу. Закройте глаза.
Звучит музыка.
— Вот мы и дома! Расскажите, что нового и интересного вы узнали о подземном царстве, о жизни крота?
Ответы детей.
Отмечаю активных ребят.
Благодарим Боровичка за интересное путешествие.
- 7951 просмотр