Завершение присоединения Казахстана к России. Значение присоединения
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Урок по истории Казахстана в 8 классе
Цель: раскрыть значение присоединения Казахстана к России для Казахстана и для России.
Задачи:
- отметить положительные и отрицательные стороны присоединения Казахстана к России; связать это событие с современностью;
- умение работать в малой группе, выделять главное, анализировать, делать выводы.
Основные понятия: присоединение, вхождение, колонизация.
Оформление: иллюстрации, карта, карты на столах учеников, эпиграф.
«Россия и Казахстан: вехи истории,
доминанта настоящего,
векторы будущего»
План урока
- I Вводная часть
II Присоединение Казахстана к России: факты, оценки, прогноз.
III Выдающиеся личности периода присоединения.
IV Казахстан и Россия сегодня.
I Вводная часть
Учитель: Мы завершили изучать материал, посвященный присоединению Казахстана к России. Сегодня на уроке перед нами стоит задача: дать оценку этому историческому, очень важному для обоих государств, событию. Рассматривать данную тему мы будем по плану, выставленному в эпиграфе.
1. В течение скольких лет шел процесс присоединения?
/ С 1731 г. по конец
2. Кто с обеих сторон начинает процесс присоединения?
/Анна Иоанновна и хан Младшего жуза Абулхаир/
3. Заинтересованы ли были оба государства в сближении? Что являлось доминирующим для них?
/Россию — торговля через Казахстан с Востоком,
Казахстан — защита от Джунгарского ханства/
II Присоединение Казахстана к России: факты, оценки, прогноз
Учитель: За 150 лет произошло много событий. Давайте их вспомним, дадим оценку и прогноз.
Каждая группа получает шляпу и задание.
I группа — белая шляпа — статисты (Перечисляют все факты, связанные с присоединением)
II группа — красная шляпа — оптимисты (Выделяют только положительное в присоединении)
III группа — черная шляпа — пессимисты (Выделяют только отрицательное в присоединении)
IV группа — синяя шляпа — философы (Прогнозируют будущее,
На подготовку 5 минут.
На выступление каждой группе 3 минуты (15 минут)
Группы рассматривают период XIX — начало ХХ в.
III Выдающиеся личности периода присоединения
В период присоединения свой ум, талант, дальновидность, любовь к народу проявили выдающиеся люди. Кто они?
I — II — III, получив депешу, определяют о ком идет в ней речь, а IV группа должна составить депешу.
Махамбет Утемисов — IV группа.
На выполнение задания — 1,5 минуты. На ответ — 0,5 минуты.
IV Казахстан и Россия сегодня
Это события прошлых лет. А как складываются отношения между независимыми Казахстаном и Россией в настоящее время — в III тысячелетии.
2003 г. — год Казахстана в России, 2004 г. — год России в Казахстане, 2006 г. —од Абая в России, Пушкина в Казахстане.
Почему оба государства заинтересованы в укреплении дружбы и сотрудничества?
- инвестиции
- торговля
- культура
- границы
- транссибирская магистраль через Казахстан
- связь с Востоком
Расскажите об отношениях между Северным Казахстаном и Россией? (Возможно сообщение ученика или нескольких учеников).
Учитель: Т.о, отношение между двумя соседями — Казахстаном и Россией, зародившиеся еще при хане Касыме в XVI в., закрепившиеся в XVIII — XIX вв., успешно развиваются в ХХI в.
Подведение итогов и выставление оценок.
Домашнее задание: подготовиться к тесту по теме
- 24847 просмотров