Адаптация детей в детском саду
Дубровская Наталья Александровна воспитатель КГКП Я\с № 7 стаж 18 лет, вторая категория г. Экибастуз, Павлодарская область |
Живя в семье определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окруженной среды. Между организмом этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребенка постепенно приспосабливается к определенной температуры помещения, к окружающему микро климату, к характеру. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребенка взрослых у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируется определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребенка временно нарушается. Отрицательные реакции (плач, раздражительность) при перемене способов укладывания, при смене ухаживанию за ним. Если изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни. То у ребенка при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Если же в жизни маленького ребенка происходят резкие и значительные изменения, то нарушения поведения становятся более глубокими и отрицательные реакции ребенка сохраняются более длительно.
Например, передача ребенка на воспитание бабушке, у которой раньше жил, вызывает отказ от пищи, нарушение сна, резкое изменение эмоционального состояния. Именно такое и даже более резкое изменение почти всех условий жизни происходят при поступлении ребенка в детское учреждение. Переход ребенка из семьи в ясли часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим, способ кормления, приемы воспитания). Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детское учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым условиям жизни, не всегда и не у всех детей происходит легко и быстро.
У многих детей период адаптации сопровождается рядом хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния. Часто нарушается аппетит, сон, меняется эмоциональное состояние. Однако не все дети одинаково реагируют на перемену условий жизни. Длительность привыкания к новым условиям, а также характер поведения детей впервые дни привыкания в яслях зависит также от индивидуальных особенностей. Течение адаптационного периода зависит также от индивидуального периода зависит также от предшествующего опыта ребенка, в частности от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его первой системы в приспособлении к меняющимися условиям.
Дети, которые до поступления в ясли общались со многими взрослыми, с разными детьми, получали много разнообразных впечатлений, легче привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых очень однообразна и общались только с одним взрослым. Для того чтобы в дальнейшем дети легче приспособлялись к различным неизбежным изменениям в их жизни, следует постепенно, очень осторожно тренировать первую систему ребенка в развитии способности изменять некоторые свои привычки в зависимости от изменившихся условий. Такой тренировкой в какой-то мере является разнообразный рацион питания, изменение температуры воды при обливании и проведении других закаливающих процедур, разнообразие содержание занятий, изменение ситуации.
Поэтому наряду с сохранением определенного порядка в жизни детей, формированием устойчивых правил поведения следует уже в этом возрасте воспитывать у них способность изменять сложившиеся навыки без каких либо отрицательных реакций с их стороны. Прогрессивное развитие человека заключаются не в увеличении и закреплении большого числа стереотипов, каких-либо твердых форм поведения, а в развитии способности сознательно, не автоматически реагировать на окружающее, правильно понимать ситуацию. Ранний возраст- это период детства, когда у ребенка закладываются основы физического и психического здоровья. Первые дни пребывания ребенка в учреждении не должны быть связаны с болезненными, пугающими его процедурами.
В режим группы ребенка надо вводить постепенно, постоянно приучать ко сну, к новым видам пищи, к занятиям, не требовать обязательного участия в общих подвижных играх. Поведение и состояние вновь поступившего ребенка должно фиксироваться в групповой документации и истории его развития. В течении периода привыкания, который обычно длится в среднем две-три недели, к такому ребенку должны все внимательно относиться. Необходим также тесный контакт с семьей. Родители должны понять, что чрезмерное заласкивание малыша, повышенное к нему внимание после возвращения его впервые дни из детского сада затягивают период привыкания.
- 7690 просмотров