9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Авария на железной дороге

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Азбука безопасности

Подсчеты показывают, что ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем летать на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Увы, идеального транспорта нет, и каждый год на железных дорогах мира случается несколько десятков крупных катастроф.

С точки зрения безопасности самые лучшие места поезда — в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом-окном или расположенном ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.

При столкновении страдают в первую очередь головные вагоны — на их разрушение уходит основная сила инерции. Когда поезд сойдет с&nbshttpss://typograf.ru/p;рельсов, центральные вагоны скорее удержатся, даже если перевернутся и оторвутся хвостовые. Так что мягкие (СВ) вагоны традиционно тяготеют к центру поезда не только по тому, что там расположен ресторан.

Возможность спастись при аварии во многом зависит от точных действий самого пассажира. При крушении или экстренном торможении самое важное — закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).

Авария происходит быстро. Но не надейтесь, что после первого удара все кончится. Надо не расслабляться и держать все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара, особенно, когда столкновение было с товарным составом.

Как выбраться из вагона? Нужно смотреть по обстановке. Например, если он остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся другие пассажиры, разумнее использовать окна — аварийные выходы.

Около вагонного бачка с питьевой водой должна быть примерно такая надпись: «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе» (обычное расположение выходов). Разумеется, эту надпись надо прочитать заранее, как и отметить про себя, где огнетушители — как только вы оказались в вагоне. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности.

Если надписи нет, не стесняйтесь спросить проводника, есть ли в вагоне аварийные выходы и как ими пользоваться. Когда с вами ребенок, задать такой вопрос вы просто обязаны.

Около рычага каждого аварийного выхода (их еще называют «опускное окно») есть короткая инструкция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку — защелку окна». Когда вы так сделаете, оконная рама опустится, открыв проем шириной 66×102 сантиметра.

Выбраться можно и разбив окно своего купе. Однако стекла у него прочные, поэтому прежде чем тратить на борьбу с ними драгоценные секунды, выясните лучше, есть ли у вас подручные средства. Выбив стекло, не забывайте об осколках — в панике можно серьезно пораниться, даже не заметив.

Выбираясь из аварийного вагона, необходимо соблюдать правило, универсальное для подобных эвакуаций — из самолета, автобуса, корабля: вещи не брать. Исключение делается для документов, денег, одежды или одеял.

Эвакуируют пассажиров при задымлении или пожаре (хотя, разумеется, первым делом надо воспользоваться стоп-краном и огнетушителем) в соседние вагоны и на полевую сторону железнодорожного пути. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, любые тряпки надо намочить любой жидкостью, так как материал, которым облицованы у нас вагоны, выделяет токсичный газ. Вдохнув его два-три раза, вы не сможете бороться за свою жизнь.

Будьте внимательны: по соседнему пути может идти встречный поезд, разлившаяся при аварии товарной цистерны жидкость может оказаться бензином или кислотой, свисающий оборванный провод может быть под напряжением…

При разливе топлива нужно отходить на безопасное расстояние — почти гарантирован пожар и возможен объемный взрыв. Однако не стоит терять из вида место крушения: помощь придет именно сюда. Если токонесущий провод касается земли, удаляться от него надо прыжками или короткими (со ступню) шажками — чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается ток по земле, может быть от 2 метров (сухая земля) до 30 метров (влажная).

В крупных катастрофах виноваты бывают обычно внешние обстоятельства. Но и от самого пассажира порой зависит начало экстремальной ситуации. Вот несколько профилактических правил: не открывайте при движении поезда наружные двери, не стойте на подножках, не высовывайтесь из окон, тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках, не срывайте без крайней необходимости стоп-кран.

Запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация. Курите только в установленных местах. Не возите с собой горючие и взрывоопасные вещества. Не включайте в вагонную электросеть бытовые приборы. При запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику. Не прячьте глаза при опасном поведении ваших попутчиков или проводников — вы имеете полное право защищать свой временный дом.

К этим правилам хочется добавить пожелание пассажирам, которые, выйдя из поезда, становятся пешеходами и водителями, — не пересекайте железнодорожные переезды на красный свет. Каждый год из-за машин и тракторов на переездах случаются сотни аварий с человеческими жертвами.

Гульнара Есенбаева,
гл. специалист отдела защиты территории
и населения, подготовки и обучения
Управления Гражданской обороны ДЧС СКО