9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

«Автономное обучение» — мода или необходимость?

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Гладкова Оксана Яковлевна, учитель немецкого языка 2 квалификационной категории, стаж 4 года. КГУ «Гимназия «БЭСТ» г. Петропавловск СКО

Гладкова Оксана Яковлевна

Теория автономного обучения зародилась на Западе во второй половине 20-го века, когда в ходе развития когнитивной лингвистики возникли конструктивное и субъективно-научное течения. Корни этой теории уходят в XVIII век, в эпоху реформации. Данная тема находится в настоящее время в центре научных изысканий и дискуссий (И. Л. Бим, Г. В. Перфилова, М. М. Ларина, P. Bimmel, U. Rampillon, D. Wolff и другие). Основными принципами данной теории является изменение роли преподавателя в учебном процессе: он больше не является источником знаний, а становится консультантом обучаемого, партнёром, который показывает путь к знаниям. Необходимость такого подхода в изучении иностранных языков была продиктована социально-экономическими и политическими изменениями в обществе, необходимостью более гибкого дифференцированного подхода к образованию. В современном мире знание иностранных языков открывает огромные возможности для человека. И в то же время отсутствие этих знаний значительно ограничивает его в профессиональном смысле.

Проблемам автономности в овладении иностранными языками был посвящен целый ряд международных семинаров, проведенных Советом по культурному сотрудничеству при Совете Европы в Граце (Австрия) и Амстердаме (Голландия). В проекте пакета документов под названием «Европейский языковой портфолио», разработанного экспертными группами Совета Европы, отмечается, что в условиях изменения геополитической ситуации «европейское общество становится более интерактивным, европейцы становятся более мобильными и путешествуют для обогащения своего профессионального, образовательного и личностного опыта. Но и тем, кто мало путешествует, в состоянии помочь современные информационные технологии, делающие преодоление языковых барьеров нормой жизни. Молодое поколение должно подготовить себя к тому, чтобы извлекать максимальную пользу из такого рода деятельности с целью совершенствования своих лингвистических знаний, умений и навыков». Во всех материалах этого проекта сделан акцент на автономной работе по изучению иностранных языков, а в ряду необходимых качеств человека на первом месте называются способность к «самоорганизации, независимость, высокое самосознание, уверенность в своих силах, сочетание независимости мышления и действий с социальной ответственностью».

Тема автономности в изучении иностранных языков является очень актуальной и для преподавателей, работающих в неязыковых ВУЗах. Основной целью изучения иностранных языков на неязыковых специальностях является формирование у студентов коммуникативных навыков, а также умение находить в иноязычном тексте важной информации по специальности. При этом мы, преподаватели, оказались в ситуации, когда иностранный язык изучается всего один год. В связи с этим возникла необходимость в таких методах и приёмах, которые бы позволили максимально эффективно работать и быстро достичь поставленных целей. Для этого студентам необходимо овладеть различными стратегиями изучения иностранных языков. В условиях кредитной технологии, когда большую часть учебного процесса студенты должны осваивать самостоятельно, теория автономного обучения как никогда важна и незаменима. Она позволяет существенно повысить уровень мотивации студентов, так как предполагает максимальный учёт интересов и желаний, а также возможностей обучаемых, ведь каждый студент индивидуален, имеет свой стиль и темп обучения, что должно обязательно учитываться при организации и планировании учебного процесса. Научная значимость данной темы состоит в том, что теория автономного обучения даёт платформу для эффективной организации и планирования учебного процесса.

Практическая значимость исследования по данному вопросу состоит в том, что овладение различными стратегиями обучения позволит студентам использовать их не только для изучения иностранных языков, но и для изучения других предметов, а также для автономного повышения квалификации как специалистов в будущем. Учитывая условия современного мира, где необходимо быстро перестраиваться, переучиваться или менять профессию, овладение стратегиями обучения позволит нашим студентам и в будущем успешно работать.

В отличие от представителей других учебных теорий (например, представителей бехавиоризма), сторонники когнитивной лингвистики считают процесс обучения осознанным и исходят из того, что человек представляет собой «систему», которая обрабатывает различную информацию. Исходя из этого, процесс обучения человека является процессом переработки информации, в котором сам человек должен быть максимально активным. Информация может быть только в том случае обработана и усвоена, если человек способен совместить с одной стороны свои предварительные знания с новой информацией с другой стороны и таким образом реструктурировать свои знания, дополнить или расширить их.

Каждому человеку свойственна способность и желание действовать в соответствии со своими внутренними целями и потребностями, сохранять свою индивидуальность, принимать собственные решения относительно возможных поступков, которые не регулируются извне. С реализацией способности человека к автономному учению связывают возможность значительного повышения эффективности обучения иностранным языкам.

Что же такое «автономное обучение»? Существует несколько определений для данного понятия. Обобщив некоторые из них можно сформулировать его следующим образом: автономное обучение — это способность обучаемого самостоятельно принимать решение относительно своего обучения, нести ответственность за результаты своего обучения, а также самостоятельно выбирать стратегии обучения. При этом процесс обучения выглядит как процесс самоорганизации, в котором постоянно происходит активизация фоновых знаний, соединение их с новыми знаниями и структуризация общих знаний.

Понятие «стратегия» относится к центральным понятиям когнитивной теории. Для того чтобы воспринять новую информацию, переработать и сохранить её, чтобы реструктурировать имеющиеся знания, человеку необходимы специальные стратегии восприятия и переработки информации. Поэтому основной задачей преподавателя является обучение этим стратегиям.

Учение — активный процесс, который для разных учащихся ведет к различному результату. Стратегии при обучении играют решающую роль. Они подчеркивают способность/возможность эволюции собственного учебного процесса (Д. Вольф). Учебные стратегии — «это план умственных действий, с помощью которых достигается цель», по определению Петера Биммеля, и они находят свое отражение в следующем:

1. Учебные стратегии — это план учеников, который, как правило, составляется сознательно. После интенсивной тренировки стратегии автоматизируются.

2. План обучаемого включает в себя то, какие умственные действия они хотят провести, чтобы достичь поставленной цели.

3. Чтобы выбрать правильную (подходящую) учебную стратегию, учащиеся должны четко себе представлять их собственную цель обучения.

Например, некий ученик сформулировал свою цель следующим образом: «Если моей целью является усвоение лексики по теме, тогда я составлю картотеку слов». Формулировка целей «если — тогда» содержит в себе важные пункты определения учебной стратегии: у учащихся есть цель (усвоение лексики по определённой теме) и у них есть в голове план, как ее можно достичь (т. е. путём составление картотеки слов по данной теме). П. Биммель и У. Рампиллон определяют стратегии обучения как планы учеников. Но, в действительности, существуют различия между планом, с одной стороны, и их реализацией, с другой стороны. Поэтому нужно проводить границу между инстанцией, которая планирует (так называемый «менеджер» мозга), и инстанцией, которая совершает действия. При этом «менеджеру» принадлежит в этом ряд задач, которые, по мнению Биммеля и Рампиллон, выражены в следующем:

  • «Менеджер» подбирает задания и отбирает, определяет подходящие к заданиям цели.
  • «Менеджер» обдумывает стратегии, как достичь цели. Такие стратегии иногда находятся только в памяти (например, когда задание уже выполнялось). Но возможны и такие стратегии, которые лишь частично пригодны для данной цели и должны уподобиться новым заданиям. Возможно также, что «менеджер» должен выбрать себе совершенно новую стратегию.
  • «Менеджер» следит за правильным выполнением выбранной стратегии и за достижением поставленной цели.
  • «Менеджер», наконец, следит за тем, выполнено ли задание и, соответственно, достигнута ли цель.

Итак, основная задача самообучения не только учить иностранный язык, а научиться учить его эффективно. Реализация автономного подхода на занятиях предполагает работу и индивидуальную, и самостоятельную, и в малых группах, что даёт поддержку некоторым не уверенным в себе ученикам. Кооперация между учениками играет важнейшую роль, автономное обучение не означает «учёба в одиночку». Каждый ученик отвечает для себя сам на следующие вопросы:

1. Что он хочет изучать;
2. Как он будет это изучать;
3. Какой материал, и какие вспомогательные средства он будет использовать;
4. Какие стратегии он будет использовать в процессе обучения;
5. Будет ли он работать один или вместе с другими учениками;
6. Как он будет распределять своё учебное время;
7. Какой вид контроля нужно выбрать, чтобы выяснить достиг ли он поставленной цели.

Автономное поведение приобретается с опытом применения данного подхода на практике, сначала — под руководством педагога, затем — самостоятельно. Главная цель педагога — сформировать у учеников навыки автономного обучения. Это позволит им (ученикам) в будущем быть более уверенными в себе, более гибкими и шагать в ногу со временем.

Список использованных источников

1. P. Bimmel, U. Rampillon «Lernerautonomie und Lernstrategien», Langenscheidt 2000.
2. D. Wolff «Zu den Beziehungen zwischen Theorie und Praxis in der Entwicklung von Lernerautonomie», Hueber 1999.

Категория: