Биологические и химические диктанты, как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению
Собянина Татьяна Владимировна, учитель химии и биологии высшей категории, КГУ «Основная школа села Центральное» акимата Осакаровского района Карагандинской области |
В настоящее время — время компьютерных технологий, изобилия различных способов получения информации, различных способов достижения положительных результатов в обучении, контроль знаний и умений учащихся остаётся важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
В современных условиях для повышения уровня обучения имеются различные методы контроля, мобилизующие способности учеников. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический и химический диктант, который я предлагаю учащимся с первых уроков. Это стимулирует учащихся тщательно готовиться к каждому уроку, способствует быстрому усвоению биологической и химической символики, терминологии, выработке навыков написания схем, опорных-конспектов и т. д. Так же способствует развитию склонностей и способностей учащихся, воспитанию у них настойчивости в достижении цели, выработке самооценки. Использование биологических и химических диктантов является элементом личностно-ориентированного подхода к обучению.
Актуальность применения биологических и химических диктантов на уроках заключается в том, что вопросы и задания, используемые в диктантах помогут стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, облегчат восприятие новых знаний, будут способствовать развитию творческих способностей, логического мышления и формированию умений и навыков работы с учебником и другими источниками знаний. Они могут служить своеобразным алгоритмом действий при изучении материала параграфа или темы учебника и механизмом, при помощи которого осуществляется контроль и коррекция процесса усвоения учебного материала. Одной из главных задач, стоящей сегодня перед школой является повышение качества знаний учащихся. Биологические и химические диктанты, применяемые на уроках, позволят учителю максимально эффективно использовать время на уроке для опроса, дадут возможность быстро определить степень усвоения учащимися учебного материала и своевременно обратить внимание на проблемные моменты.
Практика показала, что использование диктантов разного вида (выборочные (графические); фразеологические; формульные; терминологические; шифрованные; логические) значительно повышает эффективность урока, способствует лучшему усвоению школьниками получаемых знаний, обеспечивает систематический контроль за качеством усвоения материала той или иной темы, вносит в урок элементы соревнования (особенно при устной проверке), активизирует познавательную деятельность учащихся.
Химический диктант — один из приемов, обеспечивающих успешное усвоение основ химии. Химический диктант — фронтальная письменная работа, рассчитанная на 5-10 минут. Он представляет собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель, и ответы, которые учащиеся дают тут же в письменном виде. Ограничение времени на ответы приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует способность рационально расходовать время, воспитывает у них собранность и другие качества личности. Диктант можно проводить почти на всех уроках. Ответы на вопросы или задания должны быть очень краткими, но достаточно ёмкими, что приводит к невозможности использования в них описательно — повествовательной формы, а поэтому не всякий материал может проверяться с помощью диктанта, При проведении химического диктанта преобладает знакомая информация — символика, письменная же речь используется лишь для краткого пояснения. Поэтому при составлении химических диктантов включаются вопросы, требующие знания химических символов, валентности, номенклатуры неорганических и органических веществ, знания химических свойств веществ, типов химических реакций.
Биологический диктант — форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: -буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин -определения биологических явлений, формулировки биологических законов, формулировки научных фактов.
Задания данного типа применяются мною в начале урока при проверке домашнего задания и в конце урока при проверке усвоения изученного материала. Больший интерес у моих учеников вызывают графические и фразеологические диктанты. На отдельных уроках ботаники и зоологии учащиеся самостоятельно составляют такие диктанты и предлагают их своим одноклассникам.
Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Конечно, биологический и химический диктант не всегда позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы, быстрота проведения диктанта является одновременно как достоинством, так и недостатком, т. к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а так же может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
- 12067 просмотров