Дифференцированное обучение – один из ведущих путей обеспечения качества обучения
Кузнецова Алла Викторовна учитель начальных классов, стаж 31 года, высшая категория, КГУ «Ленинградская средняя школа № 1», с. Ленинградское, Акжарский район, Северо-Казахстанской области |
В Инструктивно-методическом письме «Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования РК в 2019-2020 учебном году» отмечается: «Основная задача школы сегодня — раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям». Учитывая актуальность поставленной задачи, педагогический коллектив нашей школы продолжает работать над методическая проблемой «Совершенствование качества образования через внедрение новых подходов в обучении и воспитании учащихся». Исходя из выбранной школой педагогической проблемы, я поставила для себя задачу решения проблемы обучения «Активизация познавательной деятельности учащихся через использование личностно-ориентированного обучения».
Для решения этой проблемы мною была определена идея: уровневая дифференциация обеспечит каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения.
Мой принцип — оптимистический подход к обучению учеников. Мне важно, чтобы каждый ребёнок поверил в свои силы и радовался каждому учебному дню.
Абсолютно согласна со словами Е. Н. Потаповой, автора книги для учителя «Радость познания»: «Наша учительская задача заключается в том, чтобы ввести каждого в мир, богатый интеллектуальной жизнью». Приятные переживания, связанные с успехами в учебе, похвалой учителя, одобрением одноклассников, побуждают учиться лучше. Поэтому ученикам с низкой мотивацией к учебной деятельности я помогаю сформировать положительные мотивы учения.
Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.
Поэтому я ставлю перед собой задачу раскрыть потенциал, повысить учебную мотивацию учащихся с помощью уровневой дифференциации.
Каждый учащийся уникален. Важно с самого начала обучения создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. Это становится возможным при использовании учителем дифференцированного подхода.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
В обновлённой программе цели обучения, которые достигаются на данном уровне, дифференцируются (для всех, большинства и некоторых). Важнейшей особенностью программы обновлённого содержания образования является соблюдение принципа минимакса. Принцип минимакса заключается в том, что школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. (А. А. Леонтьев) Работа на уроке ведётся на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Так осуществляется и дифференцированный подход, который является следствием соблюдения принципа минимакса.
Осуществление дифференцированной организации учебной деятельности в личностно-ориентированном образовании требует:
- умения анализировать работу, подмечая положительные сдвиги и трудности;
- перспективное планирование деятельности учащихся
Необходимо учитывать, что у каждого ученика своя зона ближайшего развития — это те задачи, к которым он проявляет интерес, с которыми способен справиться, если получит опору или направление. То, что завтра он сможет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в результате усилий становится зоной актуального развития.
Дифференциация обучения предусматривает четкое деление уровней сложности учебного материала и диагностирование уровня знаний и готовности к усвоению новой темы. Формы и методы дифференциации: работа в парах, задания различного уровня сложности, задания различной направленности, задания с дозированной помощью учителя.
Организуя работу в разноуровневых парах, учитываю потенциальные и фактические возможности учащихся. Ученик В учит ученика С тому, как надо учиться, составлять план действий. Ученик А мотивирует ученика В на более сложные задачи. Совместная работа учеников А дает возможность развиваться, выполнять задания на логику и творчество.
Моя задача помочь ученику С подняться на ступень В, ученику В на ступень А. Ученик А должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.
Ученикам предлагаю на уроках дифференцированные карточки. (Приложение1). Задание для ученика А содержит творческий компонент. Дозирование помощи ученикам В и С включает временное облегчение заданий: задание с письменной инструкцией, с наглядным подкреплением схемой. Подобные задания для учеников В и С важны, так как они способствуют созданию ситуации успеха.
Учащиеся в классе различаются по типу мышления: действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Учитывая это, широко использую на уроках схемы, опоры, чертежи.
Уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей. Обратная связь с родителями отработана и осуществляется постоянно через ватсап.
Только увлечение создаёт то необходимое напряжение духовных сил, которое ведёт к развитию способностей. На своих уроках использую интерактивные методы обучения: «Вопрос-ответ», «Пересказ по кругу», «Найди ошибку»; приёмы критического мышления: «Ромашка Блума», «Фишбоун-схема», «Горячий стул» и другие.
Ученики моего 4 класса в течение двух лет принимают участие в конкурсе исследовательских проектов «Зерде». В 2018-2019 учебном году проект Отельбековой Анель был опубликован в Республиканском сборнике «Білімді Ұрпақ» и удостоен Диплома 1 степени. В 2019-2020 учебном году авторы группового проекта Отельбекова А. и Шуленова Д. заняли 1 место на районном этапе конкурса проектов «Зерде» и стали участниками областного этапа данного конкурса. По итогам 1 полугодия текущего учебного года все ученики класса являются обладателями сертификата за участие и диплома победителя республиканской олимпиады «Звёздный час» и международной «4 Большой олимпиады».
Необходимость в дифференцированном подходе очевидна. Прежде всего в нём нуждаются ученики с низкой мотивацией к учебной деятельности, чтобы не дать им перейти в категорию «хронически отстающих». Реализация дифференцированного подхода положительно влияет на микроклимат в классе в целом и интерес к познавательной деятельности.
Использованная литература:
1. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования РК в 2019-2020 учебном году»
2. Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования РК
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология — М., 1991 г.
4. Бутузов И. Т. Дифференцированное обучение — важное дидактическое средство эффективного обучения школьников — М., 2000.
5. Успешный ученик. Проблемы дифференцированного обучения: материалы научно-практической конференции. 20апр.2006 г./под редакцией Еремеевой В. Д., Пановой Н. В./смб. АППО 2006 г.
6. Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе//Педагогика: традиции и инновации: материалы 13 Международной научной конференции (январь 2017г.)
httpsss://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11692
- 9852 просмотра