Дифференцированные проверочные работы по неорганической химии для учащихся 8-х классов по теме: «Первоначальные химические понятия»
Умбетьярова Елена Борисовна учитель химии Федоровской СОШ № 1 Теректинского района Западно-Казахстанской области |
В теме «Первоначальные химические понятия» учащиеся VIII класса должны усвоить более двадцати совершенно новых понятий, каждое из которых необходимо при изучении последующего материала. А значит, учителю важно постоянно контролировать знания учащихся, чтобы иметь возможность внести коррективы в процесс обучения.
Проверив на практике различные изучения этой темы, я пришла к выводу, что целесообразно разбить материал на три блока.
Первый блок охватывает понятия: вещества, тела, минералы, чистые вещества и смеси, физические и химические явления и их признаки.
Второй блок состоит из следующих понятий: химический элемент, валентность атомов химического элемента, металлы и неметаллы, простые и сложные вещества, относительные атомная и молекулярная массы, массовая доля элемента и отношение масс элементов в составе сложного вещества.
Третий блок включает понятия: уравнения химических реакций, типы химических реакций, количество вещества, молярная масса, число Авогадро, а также расчеты по химическим уравнениям.
Изучение каждого блока заканчиваю дифференцированной проверочной работой. Предлагаю учащимся на выбор задания трех уровней — программы, А, В, С. Задания уровня, А репродуктивного характера, за правильно выполненную программу, А ставлю отметку «4». Выполнение заданий программы В предполагает использование учащимися приобретенных знаний в усложненных условиях. Выбрав уровень С, учащиеся должны на основе приобретенных знаний выполнить нестандартные задания. Эта программа предназначена для школьников, проявляющих особую склонность к химии. Каждому ученику выдаю листы с заданиями всех трех уровней, и, выбрав программу в соответствии со своими возможностями. Он заполняет соответствующий лист. После проверки выдаю учащимся листы домой для выполнения работы над ошибками, таким образом. Эти работы выполняют не только контролирующую, но и обучающую функцию.
Время, отводимое на проведение работ, варьирует от 10 до 20 минут.
Проверочная работа № 1
Программа А.
1. Подчеркните в данном списке названия веществ: полиэтилен, стол, резина, кольцо, древесина, напильник, опилки, сахар.
2. В таблице знаками «+» отметьте типы смесей и возможные способы их разделения.
Смеси |
Тип смеси |
Методы разделения смесей |
|||||||
Одно род ная |
Не одно родная |
Однородных |
Неоднородных |
||||||
выпа рива ние |
дис тил ля ция |
крис тали зация |
хроматография |
отста ива ние |
филь тро вание |
намагничивание |
|||
Древесные стружки и железные опилки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раствор сахара |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Выделите в данном перечне те свойства, которые характерны для поваренной соли: жидкая, твердая, притягивается магнитом, пластичная, хрупкая, имеет блеск, бесцветные кристаллы, окрашенные кристаллы, растворяется в воде, не растворяется в воде, без запаха, имеет вкус.
4. Вместо пропусков вставьте недостающие слова.
При нагревании медь покрывается черным налетом. Это… явление, так как изменился…меди и образовалось… . При гниении листья темнеют, выделяется тепло и свет и образуются новые вещества. Это…явление, так как изменился… листьев и выделились… и… . При растворении акварельных красок происходит… явление так как не изменяется… красок и не образуются… .
Программа В.
1. Приведите примеры двух тел, состоящих из одного вещества, и одного тела, состоящего из разных веществ.
2. В таблице отметьте знаком «+» те свойства компонентов смеси, которые необходимо знать, чтобы разделить их указанным способами.
Физические свойства компонентов смеси |
Способы разделения смесей |
||
выпаривание |
фильтрование |
отстаивание |
|
Температура кипения |
|
|
|
Растворимость в воде |
|
|
|
Плотность
|
|
|
|
1. Сравните свойства меди и алюминия и заполните таблицу:
Свойства меди и алюминия. |
|
Сходные |
Различные |
|
|
4.Заполните пропуски.
При растворении серной кислоты в воде, молекулы кислоты равномерно распределяются между молекулами воды.
Это… явление, так как… . Но при этом происходит так же выделение теплоты, а это — признак… явления.
При упаривании раствора соли происходит образование ее кристаллов. Это… явление, так как… . Процесс скисания молока, это явление… так как… .
Программа С.
1. Из приведенного перечня выпишите в три столбика, а) вещества, б) материалы, в) минералы: мрамор, серный колчедан, стекло, алюминий, гвоздь, фосфор, серная кислота, полевой шпат, древесина, железный купорос.
2. Заполните пропуски.
Метод кристаллизации основан на…., поэтому им можно воспользоваться для разделения смесей, состоящих, например, из:…и…; …..и…. .
Метод хроматографии основан на…, этим методом можно разделить, например, следующие смеси: ….и….;….и…. .
3. Заполните таблицу, характеризующую свойства поваренной соли и соды. Какие свойства позволяют отличить эти вещества друг от друга.
Свойства поваренной соли и соды
|
|
Сходные
|
Различные
|
4. Дополните фразы.
При…стекла происходит…. . Это…. явление.
При… спирали электрической лампочки происходит…..Это явление…
При… пищевых остатков… . Это… явление.
Проверочная работа № 2
Программа А.
1. Зачеркните одной чертой (по горизонтали, вертикали или диагонали) знаки трех стоящих подряд простых веществ — металлов.
Cu
|
Al
|
Mg
|
Zn
|
Si
|
Ca
|
P
|
S
|
C
|
2. Подчеркните формулы сложных веществ: HCl, CuO, Cl2, Al, KOH, P, FeS
3. Вычислите относительную молекулярную массу оксида марганца(VII) Mn2O7 и массовую долю марганца в нем.
4. Определите валентность элементов по формулам: SO3, K2O, CuO, BaBr2, PCl3 .
5. Составьте формулы веществ по валентности:
IV I II
AlxOy, MgxOy, SnxOy, BaxCly, CaxSy.
Программа B.
1. Используя слово «медь», составьте три предложения, в одном из которых говорится о меди как простом веществе, в другом — о меди как химическом элементе, в третьем об атомах меди.
2. Зачеркните в каждой строке лишнее слово: а) соляная кислота, фосфор, водород, кислород; б) цинк, алюминий, магний, хлор; в) кислород, азот, углекислый газ, бром.
3. Выведите химическую формулу вещества, если известно, что в нем W(Fe) = 46,67%, W(S) =53,33%. Относительная молекулярная масса вещества равна 120.
4. Что означают записи: 3Cl2O7; 2HCl; Cl2; 4S.
5. Составьте формулы соединений: оксида брома(VII), сульфида натрия, хлорида хрома(III), бромида алюминия.
Программа C.
1. Составьте три предложения, содержащие термины «простое вещество» или «химический элемент», иллюстрирующие данную схему.
2. Подчеркните названия простых веществ — неметаллов: вода, кислород,
серная кислота, водород, озон, азот, хлор, поваренная соль, сероводород.
3. Выведите простейшую формулу вещества, если известно отношение масс элементов: m(S): m(O)= 1: 1.
4. Докажите, что существует бинарное соединение, содержащее 11,1% водорода по массе.
5. Составьте формулы гидридов: а) двухвалентных металлов;
б) трехвалентных неметаллов.
Проверочная работа № 3
Программа А.
1. Какую массу будет иметь порция оксида серы (IV) SO2, объем которой 13,44. (н.у.)?
2. Расставьте коэффициенты в схемах реакций:
a) Mg + НCl →MgСl2 + Н2 б) H2O →H2 + O2 в) NO + O2 →NO2
г) Ba + НCl →BaСl2 + Н2 д) Al2O3 + НCl →AlСl3 + Н2O
3. Рядом со схемами реакций укажите типы химических реакций: а) АВ + С → АВС б) ВС + ДЕ → ВЕ + СД в) АВС → АВ + С г) АС +Д → АД + С д) АВ → А + В.
4. Какой объем кислорода (н.у.) потребуется для сжигания 15.5 г фосфора.
Программа В.
1. Масса порции простого вещества, содержащей 1,806*1024 молекул, равна 6г. Определите молярную массу данного вещества и назовите его.
2. Закончите схемы реакций и расставьте коэффициенты:
а) Fe + Cl2 → … б) NH3 → … + … в )Ca + HCl → … + … г) Al + Fe2O3 → … + … д) Сu + O2 → …
3. В таблице отметьте знаками «+» типы химических реакций, которые возможны между веществами.
Состав веществ, вступивших в реакцию |
Типы химических реакций |
|||
разложения |
замещения |
обмена |
соединения |
|
Простое вещество + простое вещество |
|
|
|
|
Простое вещество + сложное вещество |
|
|
|
|
Простое вещество |
|
|
|
|
Сложное вещество |
|
|
|
|
Сложное вещество + сложное вещество |
|
|
|
|
4. При сгорании 13,5 г. металла, образовалось 25,5 г оксида металла(III). Определите, какой металл был взят.
Программа C.
1. Образец сплава меди с цинком имеет массу 75 г. массовая доля меди в этом сплаве равна 64%. Определите сколько атомов цинка в данном образце.
2. Составьте уравнения реакций между: магнием и бромом; оксидом цинка и серной кислотой; водородом и серой; алюминием и кислородом; и уравнение реакции, протекающей при нагревании оксида ртути (II).
3. Буквами, А, Б, С, Д обозначены химические элементы. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения (индексы не проставлены,
а) А → АВ ; б) АВ → АВС; в) АВС → АВ; г) АВ → АД ; д) АД → А
Укажите типы химических реакций.
4. При взаимодействии 2,7 г некоторого металла с соляной кислотой HCl выделился водород объемом 3,36л (н.у.). Определите этот металл, если он в своих соединениях трехвалентен.
- 11921 просмотр