9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики как основа повышения качества знаний

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Шалова Елена Сергеевна учитель математики, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Ивано-Петровская основная школа» село Ивано-Петровка Есильский район СКО

Шалова Е.С.

Поиск новых технологий с целью развития положительной мотивации к учению и повышению качества знаний подтолкнул меня использовать технологию разноуровневого обучения.

Психологической основой педагогической технологии уровневой дифференциации знаний являются теории Л. С. Рубинштейна о включении объекта мысли в новые связи в процессе мышления — выявления в нём новых свойств, приводящих к изобретениям, открытиям, и Л. С. Выготского о переходе умственного развития ученика из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития».

Разноуровневое обучение является актуальным т. к. оно направлено на преодоление многих трудностей:

  • шаблон и формализм в преподавании;
  • потеря интереса к предмету;
  • снижение навыков вычислительной техники у учащихся;
  • недостаточное развитие логического мышления учащихся;
  • обучение детей на одном уровне;
  • низкая культура математической речи учащихся.

Под уровневой дифференциацией я подразумеваю обучение учащихся одного и того же класса на трёх уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком. При этом я выделяю в каждом классе две — три типологические группы.

Базовый уровень — это определённый программой и учебником минимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимся всех типологических групп.

Продвинутый уровень — некоторые выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.

Высокий уровень — дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.

Применяя в своей практической деятельности педагогическую технологию уровневой дифференциации знаний учащихся, использую такие задания как разноуровневые карточки, тесты, дифференцированные зачёты, самостоятельные и контрольные работы, творческие задания. Эти задания позволяют регулировать учащимся свой индивидуальный темп работы, а также наблюдать за рабочим темпом своих товарищей. В большинстве случаев выполнение заданий начинается с базового уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Это проводится для того, чтобы избежать искусственного разделения учащихся на способных и неспособных.

Разноуровневые задания предполагают:

А) дифференциацию содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму;

Б) использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

1. Дифференциация заданий по уровню творчества

Разноуровневые задания подбираются таким образом, чтобы были взаимосвязаны друг с другом. Например, творческое задание для высокого уровня содержат и репродуктивную часть, предложенную для выполнения базового уровня.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности

Задания повышающейся (восходящей) трудности:

1 уровень
2 уровень
3 уровень
Базовое задание Более трудное задание, чем в 1 уровне Более трудное задание, чем во 2-ом  уровне

3. Дифференциация заданий по объёму учебного материала

Дифференциация заданий по объёму учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительные. Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся.

4. Дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся

Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном, а не на содержательном уровне, т. е. не предлагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие — самостоятельно.

5. Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая.

6. Дифференциация работы учащихся по характеру учебных действий

Большинство математических навыков и умений являются по своей сути умственными действиями.

При организации контрольной работы учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий: предметное, перцептивное, умственное действие. Детям, нуждающимся в выполнении речевых действий, предлагается проговаривать производимые операции: шепотом рассказывать самому себе, как нужно решать пример; объяснить соседу по парте, как нужно рассуждать при работе над текстовой задачей.

Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению предмета. При дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. У детей появляется уверенность в своих способностях. Эта система даёт каждому ученику — и сильному, и среднему, и слабому — в учебном плане подняться на шаг выше, т. к. в основе лежит восхождение от простого к сложному с учётом возможностей зоны ближайшего развития каждого ребёнка. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

Литература:

  1. И. В. Шаповаленко «Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология» — М: Гардарики. 2004
  2. Г. Ю. Ксендзова «Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие» — М.,2000
  3. О. Суслова «Дидактические игры на уроках математики» — Барнаул, 1993
Категория: