Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики как основа повышения качества знаний
Шалова Елена Сергеевна учитель математики, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ « |
Поиск новых технологий с целью развития положительной мотивации к учению и повышению качества знаний подтолкнул меня использовать технологию разноуровневого обучения.
Психологической основой педагогической технологии уровневой дифференциации знаний являются теории
Разноуровневое обучение является актуальным
- шаблон и формализм в преподавании;
- потеря интереса к предмету;
- снижение навыков вычислительной техники у учащихся;
- недостаточное развитие логического мышления учащихся;
- обучение детей на одном уровне;
- низкая культура математической речи учащихся.
Под уровневой дифференциацией я подразумеваю обучение учащихся одного и того же класса на трёх уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком. При этом я выделяю в каждом классе две — три типологические группы.
Базовый уровень — это определённый программой и учебником минимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимся всех типологических групп.
Продвинутый уровень — некоторые выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях.
Высокий уровень — дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.
Применяя в своей практической деятельности педагогическую технологию уровневой дифференциации знаний учащихся, использую такие задания как разноуровневые карточки, тесты, дифференцированные зачёты, самостоятельные и контрольные работы, творческие задания. Эти задания позволяют регулировать учащимся свой индивидуальный темп работы, а также наблюдать за рабочим темпом своих товарищей. В большинстве случаев выполнение заданий начинается с базового уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Это проводится для того, чтобы избежать искусственного разделения учащихся на способных и неспособных.
Разноуровневые задания предполагают:
А) дифференциацию содержания учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму;
Б) использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий.
1. Дифференциация заданий по уровню творчества
Разноуровневые задания подбираются таким образом, чтобы были взаимосвязаны друг с другом. Например, творческое задание для высокого уровня содержат и репродуктивную часть, предложенную для выполнения базового уровня.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Задания повышающейся (восходящей) трудности:
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
Базовое задание | Более трудное задание, чем в 1 уровне | Более трудное задание, чем во 2-ом уровне |
3. Дифференциация заданий по объёму учебного материала
Дифференциация заданий по объёму учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительные. Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся.
4. Дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся
Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном, а не на содержательном уровне,
5. Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая.
6. Дифференциация работы учащихся по характеру учебных действий
Большинство математических навыков и умений являются по своей сути умственными действиями.
При организации контрольной работы учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий: предметное, перцептивное, умственное действие. Детям, нуждающимся в выполнении речевых действий, предлагается проговаривать производимые операции: шепотом рассказывать самому себе, как нужно решать пример; объяснить соседу по парте, как нужно рассуждать при работе над текстовой задачей.
Таким образом, применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению предмета. При дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. У детей появляется уверенность в своих способностях. Эта система даёт каждому ученику — и сильному, и среднему, и слабому — в учебном плане подняться на шаг выше,
Литература:
И. В. Шаповаленко «Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология» — М: Гардарики. 2004Г. Ю. Ксендзова «Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие» — М.,2000- О. Суслова «Дидактические игры на уроках математики» — Барнаул, 1993
- 10457 просмотров