Дистанционное образование как новый вызов
Шайхина Бану Амангельдиновна методист ГУ «Отдел образования Щербактинского района» управления образования Павлодарской области, общий педагогический стаж 30 лет, категория высшая. |
Аннотация
Данная статья посвящена переходу на дистанционное образование продиктованное вызовом времени. Автор хотел выразить свое видение данного процесса в свете последних событий в мире. Раскрыть на его взгляд важные положительные и проблемные стороны дистанционного обучения.
Отразить трудности с которыми столкнулись педагоги и учащиеся сельских школ.
Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет, цифровизация, ИКТ компетентность.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».
До настоящего времени казалось что мы идем в ногу со временем, но как показало время это не совсем так. Обрушившаяся на человечество пандемия вскрыла некоторые проблемы и обозначила новые вызовы для системы образования. Вынужденный переход всех сфер образования на дистанционный формат еще раз подтвердил необходимость нового мышления, принятия информационно — коммуникационных технологий как одного из необходимых видов получения образования и развития общества в целом. Что такое дистанционное обучение?
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами ИКТ технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
К сожалению, переход на дистанционный формат обучения не для всех был легким, как хотелось бы. Практика показала, что не все педагоги в достаточной мере владеют навыками пользования ИКТ технологий. Так же, одним из проблем явилось отсутствие у некоторых учащихся компьютерной техники и смартфонов, в силу низкого социального уровня жизни. В особенности это касается детей сельской зоны. Даже притом, что данный вопрос нашел свое решение, было упущено время, предусмотренное учебной программой, так как, у детей ранее не имевших необходимых технических средств не было навыка пользования ПК и смартфоном. Кроме того, не совершенство системы обеспечения точками доступа к сети интернет в частности в отдаленных от районного центра населенных пунктах. Все это в совокупности с отсутствием очного общения между учащимися и преподавателем, отсутствия постоянного контроля над учащимися можно отнести к минусам дистанционного обучения. Как следствие, имеют место пробелы в знаниях по предметам. Все это показывает наличие определенных препятствий стоящих на пути перехода к новому формату образования, который нам продиктован вызовами времени и сложившимися обстоятельствами.
Сегодня на самом высоком государственном уровне ставится вопрос уменьшения разрыва между городскими и сельскими школами. В этой связи, высококачественная цифровизация сельской зоны является одним из важных аспектов решения данного вопроса.
Не смотря на внезапный выход из зоны комфорта, мы смогли преодолеть эти трудности. Более того, это помогло нам понять, что мы уязвимы и посему всегда должны быть готовы к любым вызовам времени. Рассматривая опыт других стран в вопросе перехода на дистанционное обучение, можно сказать, что никто из них не был полностью готов к таким изменениям. Даже Япония, лидер в области внедрения высоких технологий, столкнулась с несовершенством цифровизации образования. В 2019 году власти этой страны пообещали обеспечить каждого ученика в школе компьютером к 2025 году, но массовое закрытие школ и каникулы сроком три недели заставили правительство пересмотреть планы и ускорить внедрение дистанционного обучения с использованием интернет-коммуникаций.
До перехода на дистанционное обучение, большинство детей пользовалось компьютером в основном для развлечения. Поэтому использование компьютера и смартфонов носило, как правило, не самый лучший характер, а в некоторых случаях и небезопасный для психического здоровья. Теперь же учащиеся стали в большей степени использовать его для реализации своего творческого потенциала, для расширения своего кругозора и повышения образовательного уровня, а также в качестве помощника в выполнении домашних заданий. Дистанционное обучение дало возможность обучающимся индивидуально регулировать скорость изучения материала, самостоятельно планировать время и место занятий, эффективно реализовать обратную связь с педагогом, выработать навыки самостоятельного поиска и усвоения учебного материала. Кроме того, этот опыт дал возможность педагогам и учащимся более углубленно изучить возможности ИКТ технологий, повысить свою компетентность в данном вопросе. Так же, в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.
Сегодня система обновленного содержания образования требует от всех участников образовательного процесса умения мыслить творчески, научно, требует от учащихся самостоятельной работы по получению необходимых знаний. И дистанционная форма обучения в немалой степени способствовала достижению данной цели.
Еще одним важным аспектом является то, что как это не парадоксально звучит, дистанционная форма обучения сплотила педагогов, родителей и учащихся. Помогла родителям понять сложность и оценить важность профессии учителя. Учащиеся в свою очередь осознали необходимость и важность школы в их жизни.
Подводя итог всему вышеизложенному, дистанционная форма обучения должна быть частично внедрена в образовательный процесс и после выхода из сложившейся ситуации. Можно применять элементы при выполнении домашнего задания, индивидуальные задания, во внеклассной работе и др.
Для этого педагогам необходимо отточить полученные новые навыки, повысить свою компетентность в сфере цифровых технологий.
Поэтому наряду с трудностями и стрессами, которые испытала система образования да и все сферы жизни, нам необходимо принять этот вызов и вынести из него максимально полезное и нужное для дальнейшего развития.
Список литературы:
1. httpsss://riafan.ru/1271584-eksperty-sravnili-perekhod-na-distancionnoe-obuchenie-v-raznykh-stranakh-mira Эксперты сравнили переход на дистанционное обучение в разных странах мира.
2. httpsss://nsportal.ru/sites/default/files/2020/12/28/statya_0.docx «Педагогический совет «Дистанционное обучение: опыт, проблемы и пути их решения»
3. httpsss://informburo.kz/stati/kak-vo-vremya-pandemii-koronavirusa-uchatsya-shkolniki-v-drugih-stranah-mezhdunarodnyy-opyt-.html Как во время пандемии коронавируса учатся школьники в других странах? Международный опыт
4. Информация с сети интернет
- 6832 просмотра