Доклад на тему: Особенности изучения казахского народного танца в старших классах хореографии
Лежникова Надежда Леонидовна учитель хореографии, педагог высшего уровня квалификации первой категории, КГКП Детская музыкальная школа. Республика Казахстан, Костанайская область, г.Лисаковск |
Танец имеет воспитывающее значение. Если мы обратимся к истории, то увидим. Ещё в первобытном обществе возникли ритуальные танцы, рассказывающие о жизни и труде человека, о боях, о всемогущих силах природы. В Древней Греции танец был выразителем любви, радости, веселья народа. В Спарте был издан закон, все граждане с 7 лет д. б. заниматься физическими упражнениями, в том числе и танцами. Введённые Петром I Ассамблеи приобщали общество к этому виду искусства. Танец стал обязательным предметом в воспитании культурного человека. На уроках танца вырабатывалось изящество движений, грация у девушек, статность, хорошая осанка — у юношей. Танец служит не только красоте, но и развивает мышцы, придаёт телу гибкость, пластичность. Древние индийские мудрецы почитали танец как искусство, приносящее человеку здоровье.
Сейчас много различных новых направлений в хореографии: джаз-модерн, брейк-данс, бальные танцы, степ-дэнс, хип-хоп, эстрадный танец... Но народный танец по-прежнему остается востребованным. Потому что народное творчество- это корни, связывающие человека с историей своей земли, раскрывает богатство, красоту, мудрость народа.
Образцами древнего казахского танцевального искусства служат такие народные танцы, как: «Ормекби»- танец ткачей, «Камажай» — танец девушек, «Кара жорга»- танец джигита, танцы-подражания животным — «Коян-беркут», «Аккулар». Особенности казахского танца- это экспрессивность и резкость движений, сочетающаяся с гибкостью. У казахов свадьбы, праздники, встречи друзей не обходятся без песен и танцев. Много танцев имитируют животных. Танец «Чёрный иноходец» изображает бравый вид, мчащейся по степи, лошади: движения плеч, «конный шаг». Беркут- почитаемая казахами птица, отображена в народном танце «Беркут». Танцор, раскинув руки, подражает свободному парению беркута над степью. В отличие от мужских танцев, женские казахские танцы сдержанны и спокойны, главным выразителем выступают руки и глаза танцовщиц. В казахском народном танце руки играют важную роль: техника и пластика украшают его, раскрывают содержание, «ведут» танец. Поэтому особое внимание надо уделять разработке пластичности и гибкости рук. Основные виды казахских народных танцев: трудовые, охотничьи, танцы-состязания, шуточные, подражания животным, танцы с предметами, лирические танцы-хороводы с пением.
Учебный процесс по изучению казахского народного танца имеет свои специфические особенности и выстраивается примерно в такой последовательности:
1.Основные положения рук, корпуса, головы.
2.Основные движения рук в женском и мужском танцах.
3.Основные ходы казахского танца.
4.Основные движения и элементы женского и мужского танца.
5.Упражнения для развития гибкости корпуса, пластики рук, силы ног.
6.Постановка танцевальных этюдов и концертных номеров.
Изучаются правила исполнения, техника движений: всевозможные вращения на месте, с продвижением, движения с опусканием на колено, в глубоком приседании, различные прыжки, движения, присущие мужскому и женскому танцу. Занятия сопровождаются мелодико-ритмической и эмоционально-образной казахской музыкой. Очень сложна ритмичность казахской музыки. Это требует особенно глубокого проникновения в сущность музыки казахского народного танца. Музыкальные произведения, отобранные преподавателем и концертмейстером, должны по своему характеру и стилю соответствовать проходимому танцевальному материалу и помогать в создании танцевального образа. По мере возрастания и усложнения танцевального материала усложняется и музыкальное сопровождение. В старших классах программный материал по казахскому танцу увеличивается и усложняется. Сюда входят: поклон в казахском характере, несколько упражнений у станка с элементами казахского танца, упражнения на середине зала для развития техники, танцевальные движения и комбинации движений, рисунок танца, работа над образом, постановка танца.
Перед постановкой танца преподаватель рассказывает о его содержании, тематической принадлежности, характере исполнения, предлагает прослушать музыку, помогает учащимся понять характер танцевальных образов. В этюдной работе учащимся предоставляется определенная самостоятельность: они проявляют себя в создании образа, в технике и выразительности движений. В качестве вспомогательной информации нужно использовать беседы о выдающихся деятелях казахского танцевального искусства-Шары Жиенкуловой, её учениках и др.
Являясь воспитателем и наставником, преподаватель должен формировать нравственный облик учащихся, и, опираясь на содержание предмета, воспитывать в них чувство интернационализма, уважение к культуре других народов.
Народный танец — одно из средств эстетического, физического и духовного воспитания учащихся, и влияет на формирование внутренней культуры человека.
Используемая литература:
1.А. Борзов — Народно-сценический танец.
2.И. Бриске — Народно-сценический танец и методика его преподавания.
3.Ш. Жиенкулова — Казахские танцы.
- 14795 просмотров