Экономическая образованность молодежи и урок литературы
Пальцева Екатерина Кирилловна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, КГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское» акимата Осакаровского района Карагандинской области |
Доклад для выступления на ШМО
Преобразования в нашей экономике пробудили живой интерес к решению социально-экономических проблем. Рядовые производственники, которые в годы командно-административного управления были, по сути, равнодушными исполнителями, начинают чувствовать себя настоящими хозяевами производства. Экономика всё глубже входит в сознание людей. Постепенно обретает смысл понятие «деловой человек». Он инициативен и предприимчив. Без этих качеств не добиться успеха на производстве, не завязать выгодных контактов, не выдержать конкурентной борьбы. Й, наконец, что архиважно, деловой человек честен, самокритичен, обязателен. Необходим постоянный приток таких людей. Поэтому остро стоит вопрос о повышении экономической культуры людей.
Где же должен закладываться фундамент такой культуры? Думаем, что в школе. Представляет интерес в этой связи зарубежный опыт. В журнале «Экономика и организация промышленного производства» опубликована статья американского учёного Джекоба Сайтза. Курс экономики обязателен для всех учащихся в возрасте 16-18 лет. «Экономика преподаётся как часть общего курса общественных дисциплин (истории, географии, политики, социологии, психологии, антропологии)».
В этом направлении уже работают и отечественные педагоги и методисты. Интересную программу организации экономического воспитания разработали казахстанские педагоги. Её суть состоит в том, что экономическое воспитание проводится в русле традиционной учебно-воспитательной работы и может осуществляться даже на уроках литературы.
Считается, что в старших классах имеет смысл прививать интерес к экономике как науке, анализировать те эпизоды литературных произведений, которые отражают социально-экономические изменения, происходящие в обществе, знакомя с закономерностями экономического развития общества. На примере литературных персонажей, событий общественной жизни воспитывать у подростков уважения к труду, чувство ответственности перед обществом, деловитость, предприимчивость, инициативность, пробуждать желание стать компетентным специалистом в той или иной сфере туда.
Возникает естественный вопрос: с какого класса можно начинать формирование экономического мышление школьников?
На наш взгляд, элементы такого воспитания должны быть уже в младших классах!, когда на уроках литературы учитель-словесник на примерах изучаемых художественных произведений раскрывает духовное богатство и величие человека-труженика, прививая ребятам чувство долга и ответственности за порученное дело, словом, делает всё, что названо школьной программой трудовым воспитанием.
Трудовое воспитание начинается с первых уроков, с изучения раздела «Устное народное творчество». Знакомя учеников с героями русских сказок, обращаем внимание на их трудолюбие, ум, смекалку, мастерство. Предлагаем выполнить такие задания: сопоставить образы героев прочитанных сказок — Ивана — крестьянского сына и Василису Премудрую, ответить на вопрос, какие качества выручают их в трудную минуту; рассказать о знакомых людях или героях прочитанных книг у которых ребята подметили в характере те же черты, что и у сказочных персонажей...
Раскрывая смысл помещённых в учебнике пословиц «Кто скоро помог — тот дважды помог», «Хорошее слово — серебро, а хорошее дело — золото», «Всякое дело человеком славится» и др., учитель приводит учеников к самостоятельному выводу: наиболее результативна та работа, которая сделана споро, умело, с вдохновением.
Вот здесь и можно перебросить мостик от трудового воспитания к экономическому. На примере «житья-бытья» сказочных персонажей показать, что одного трудолюбия для достижения желаемой мало, что не обойтись без бережливости, экономии, без так называемой хозяйской жилки, а затем подкрепить эту мысль русскими пословицами, которые отражают такие понятия, как достаток, бережливость, доход, прибыль, долги и др.
«Все есть, кроме птичьего молока» (достаток); «Без копейки нет рубля», «Бережливость лучше богатства», «Копейка рубль бережёт», «Запасливый нужды не терпит», «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок», (бережливость, экономия); «Маленькая добычка лучше большого наклада», «Прибылью хвались, а убыли берегись», «Прибытки — не убытки», (доход, прибыль); «Купишь лишнее, продашь нужное», «На хороший товар и купцов много», «Товаром прилавок красится», (купля, продажа); «Долг платежом красен», «В долг брать легко, а отдавать тяжело», «Заниматься, что побираться», «Умей взять, умей отдать», (долги, займы).
Большие возможности в повышении экономической культуры учащихся открываются у словесника, когда он вместе с учениками переходит к изучению русской классической литературы.
Говоря об элементах экономического образования, о бережливости, в частности, нельзя не сказать об экологических проблемах, которые должны затрагиваться на уроках. Экономика, экология — всё это взаимосвязано, взаимообусловлено. Бережное отношение к природе в конечном итоге благотворно отражается не только на физическом и духовном здоровье человека, но и на его уровне жизни, а это уже понятие экономическое.
Тема содружества человека и природы может быть проиллюстрирована стихами С. Я. Маршака «Что мы скажем, сажая леса?..», очерками К. Паустовского «Мещёрская сторона», особенно главой «Бескорыстие», стихотворением Н. Заболоцкого «Журавли» и другими по выбору учителя.
Начатую работу по комплексному трудовому и экономическому образованию школьников можно продолжить в последующих классах, опираясь, к примеру, на такие произведения:
5-и класс. И. А. Крылов. Басня «Квартет» (о профессиональном мастерстве, компетентности и о плачевном результате, если они отсутствуют; М. М. Пришвин «Кладовая солнца» (размышления о важности общенародного дела охраны природы с определённой экономической направленностью).
7-й класс. И. С. Тургенев «Бежин луг» (знание и умения применить их в жизни — основа авторитета Павлуши среди сверстников); М. Е.: Салтыков- Щедрин. «Как один мужик двух генералов прокормил» (о трудолюбии, бережливости, запасливости мужика, которые позволяют ему прокормить двух ненасытных бездельников и не пропасть самому); А. М. Горький. «Детство» (об уважении Алёши к труду и труженикам и о профессионализме мастеровых, работающих у его деда).
8-й класс. Н. В. Гоголь «Ревизор» (о профессиональной некомпетентности чиновников уездного города, о взяточничестве и казнокрадстве, процветающим в их среде, как одной из причин разорения России).
9-й класс. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (о политической экономии как предмете пристального внимания прогрессивных представителей дворянской молодёжи в начале XIX в.); Н. В. Гоголь. «Мертвые души» (рассуждения о крепостном праве как причине экономической отсталости России, оценка экономической «политики» отдельных персонажей, их способности управлять поместьем, вести хозяйство).
9-й класс. И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» (о предприимчивости и деловитости Хоря); «Отцы и дети» (о профессиональной компетентности Базарова, о его гражданской позиции, о причинах экономического упадка и разорения «фирмы» братьев Кирсановых).
10-й класс Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (о пореформенном разорении русской деревни, раскрестьянивании и экономических причинах этого процесса); Н. Г. Чернышевский. «Что делать» (о профессиональной компетентности «новых людей», инициативности, гражданской позиции, об экономических отношениях при социализме, производстве, потреблении и т. д.).
Возможно, предположение повышать экономическую образованность на уроках, посвящённых изучению произведений А. С. Пушкина или Н. В. Гоголя, кому-то покажется странным, нелепым, а кому-то даже кощунственным, поэтому на примере попробуем их переубедить, заранее предупреждая, что авторы не претендуют на безукоризненность своих суждении;
Итак, А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
Давайте вспомним, в чём разбирался молодой человек, которого учили, как говорит поэт, «чему-нибудь и-как-нибудь» к литературе он был не склонен, языками интересовался... но успехи были не велики...
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Многие ли из нас останавливают внимание девятиклассников на этих строках романа? А ведь Пушкин для чего-то их написал!
Не потому ли, что в своём труде «Исследование природы и причины богатства народов» А. Смит писал: «Государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения...»
Напечатанная в 1776 г. в Лондоне книга шотландского экономиста Адама Смита — одно из самых известных сочинений в истории политической экономии, в которых автор рассматривает причины роста производительности общественного труда, порядок распределения продукта между различными группами и классами людей в обществе, природу капитала и способы его постепенного накопления.
В своем сочинении Смит пытается ответить на вопрос, что и как делать для «роста богатства» общества, т. е. обосновывает и рекомендует такую экономическую политику, которая могла бы «обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать себе их...».
В работе Смита были заложены идеи антифеодальной экономической и политической свободы. Именно поэтому ощутимо её влияние на мировоззрение прогрессивных представителей первой половине XIX в.
В материалах следствие по делу декабристов многократно повторяются имена Монтескье, Вольтера и Адама Смита. Декабристов привлекала его система естественной свободы: осуждения рабства (крепостного права), вступление против всех других форм феодального гнёта, за промышленное развитие.
В России первый перевод его сочинений вышел в 1802-1806 гг. Пушкин отразил увлечение учением Смите не только в романе «Евгений Онегин», но и в прозаическом «Романе в письмах» (1829г.): «Твои умозрительные и важные рассуждения принадлежат к 1818 году. В то время строгость нравов и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не снимая шпаг, нам было неприлично танцевать и некогда заниматься делами. Честь имею донести тебе, что это всё переменилось. Французскую кадриль заменил Смит...»
Естественно, экономическое образование — не самоцель. Учитель-словесник должен помнить, что в центре урока — личность поэта и его роман. Прививая интерес к политической экономии, учитель одновременно расширяет знание учащихся, связанные с биографией Пушкина, деятельностью декабристов, углубляет понимание образа Онегина и эпохи, отражённой в Пушкинском произведении.
Для иллюстрации того, как не в ущерб литературе, а скорее на пользу ей можно расширять и углублять экономические знания девятиклассников в процессе изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», приведём вопросы, которые используем на уроке.
- Можно ли в жизни всё «прошибить» копейкой?
- Почему бесхозяйственность Манилова, мотовство Ноздрёва и скупость Плюшкина приводят к одному и тому же результату?
- Что означают понятия «Буржуазное накопительство и потребительство»?
- Знаком ли Чичиков с западноевропейскими буржуазными экономическими теориями?
- Соотносится ли образ ямщика, управляющего тройкой, с высказыванием Герцена: «Позади мёртвых душ — души живые»?
- Видит ли Гоголь выход из тупика, в котором оказалась экономически отсталая Россия?
Краеугольным камнем экономического образования на уроках литературы в 10-м классе могут стать главы романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». В первую очередь — посвящённая описанию мастерской Веры Павловны. Здесь и элементы хозрасчёта, и самофинансирование, и самоуправления.
Вспомним хотя бы, как производился раздел прибыли в мастерской: «пропорционально заработной плате». Или как осуществлялось управление производством: «окончательный голос по всему управлению дан был самим швеям». Разве это не актуально? Разве не полезно будет об этом узнать будущим рабочим государственных и кооперативных предприятий, сельским арендаторам и кооператорам?
«Вместо бедности — довольство; вместо грязи — не только чистота, даже некоторая роскошь комнат; вместо грубости — порядочная образованность; всё это происходит от двух причин: с одной стороны, увеличивается доход швей, с другой — достигается большая экономия в их расходах» — вот пример влияния экономики на благосостояние и культуру!
Особый интерес с точки зрения экономического образования представляют романы Л. Н. Толстого «Воскресение» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», обнажающие пороки буржуазного мира, рассматривающие их как следствие социально-экономического неравенства.
Поводом для размышления может стать образ Лопахина из комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: осудив в нём то, что пришло от «хищного зверя», следует, на наш взгляд, отметить как позитивное — предприимчивость, инициативность, экономическую грамотность, т. е. качества, которые могли бы пригодиться современному деловому человеку.
11-й класс. Произведения русской литературы открывают для экономического воспитания, пожалуй, неограниченные возможности.
Нетрадиционный подход к изучению романа М. А. Шолохова «Поднятая целина», его новое прочтение помогают учителю шире взглянуть на образ сельского труженика Кондрата Майданникова, глубже понять его тоску по своему хозяйству, по нажитому честным трудом добру, обратить внимание старшеклассников на его достаточно экономическую культуру.
Это лишь часть художественных произведений, изучая которые, можно касаться вопросов экономики
- 10725 просмотров