9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

«Ещё есть время… Подумай!»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Красницкая И.А.
Любимовской НСШ
Горай С.Н.
КГУ «Новогречановской СШ»

«Ещё есть время… Подумай!»

Цель: способствовать формированию социальной установки учащихся по отношению к ВИЧ/СПИДу.

Задачи:

  1. мотивировать учащихся на обсуждение ВИЧ/СПИДа, актуализировать знания подростков о ВИЧ/СПИДе;
  2. предоставить учащимся возможность выразить свои чувства по отношению к ВИЧ/СПИДу;
  3. способствовать формированию ответственного поведения учащихся, формировать жизненные навыки.

Форма проведения: профилактический тренинг.

Добрый день, ребята! Мы очень рады вас видеть!

Ведущий: Предлагаем начать наше занятие с упражнения «Комплименты»

Задачи упражнения: создание атмосферы доверия и принятия в коллективе подростков. Участники выстраиваются в два круга — внутренний и внешний. Количество участников в кругах должно быть одинаковым. Подростки, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего — хлопку в ладоши — участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внешнего круга не повстречается с каждым участником внутреннего круга).

Ведущий: Спасибо!

Ведущий: Блестящий танцпол, громкая музыка, уютные диваны, холодное пиво-всё это олицетворяет ночную жизнь «золотой молодёжи», которая так полна новых знакомств, приключений и неожиданностей. Соблазны, возникающие в такие моменты, кажутся безобидными и совершенно уместными, и, подчиняясь им в такие минуты, совсем не хочется думать о последствиях. Хорошо, если речь идёт о  «белом танце» с обворожительной красоткой, а если всё-таки ваш знакомый предложил вам провести вечер наедине?

Ведущий: Но каждый из вас должен знать, что безопасное поведение-это залог вашей счастливой дальнейшей жизни.

Ведущий: Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова ВИЧ/СПИД? Зафиксировать ответы подростков на, принять без обсуждения любые ассоциации. Как правило, ассоциации негативные — страх, смерть, пустота, боль, бессилие и т. д.

Теперь нам хочется задать вам один серьёзный вопрос: А что вы знаете о ВИЧ-СПИДЕ?

Ответы детей.

Ведущий: Итак, ребята, первые сведения о людях со сниженным иммунитетом стали приходить из разных городов США в 1978—1979 гг., а уже в 1983 году ученые Франции и Америки обнаружили под микроскопом вирус, который впоследствии был назван ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. В настоящее время эпидемия ВИЧ-инфекции получила практически повсеместное распространение. С каждым днем число ВИЧ-инфицированных людей неуклонно растет. На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 33 млн. людей с ВИЧ. Специалисты утверждают — для того, чтобы представить реальную картину, нужно умножить это число как минимум на два. Просто многие инфицированные люди чувствуют себя и выглядят здоровыми и еще не знают о своем диагнозе, при этом они уже могут передавать вирус другим людям.

Ведущий: ВИЧ/СПИД — это болезнь и смерть не только отдельного человека, это трагедия его семьи, сокращение численности населения страны, падение уровня жизни в целом.

Ведущий: Сейчас я прошу встать Сергея (5 сек.), Нурлана (5 сек.) и т. д. всех ребят. За минуту встал почти весь класс, так же быстро и интенсивно распространяется ВИЧ-инфекция. В мире каждые 5 секунд один человек заражается ВИЧ-инфекцией. При этом часть людей узнают свой диагноз своевременно, а часть — продолжают жить, не подозревая, что инфицированы. Темпы роста инфицирования ВИЧ-инфекцией заставляют всех задуматься над сложностью этой проблемы. Поэтому очень важно уметь защитить себя, а для этого нужно знать о ВИЧ-инфекции как можно больше.

Упражнение «5 секунд»

Как вы представляете человека с ВИЧ? Кто он по социальному статусу? Сколько ему лет? Чем он занимается? Каким путем был инфицирован?

Работа в группах «Портрет человека с ВИЧ», для деления на группы рекомендуем использовать считалку «апельсин — груша — яблоко — банан» или «роза — мимоза — мак — василёк». Каждая группа представляет свой рисунок.

Упражнение «Портрет человека с ВИЧ»

Довольно длительное время вирус концентрировался в среде внутривенно употребляющих наркотики мужчин 18–25 лет. В последние несколько лет он стал распространяться в общей популяции, особенно среди подростков и молодых женщин, вступающих в незащищенные половые контакты. Население мало знает об эпидемии и сохраняет представление о том, что вирус поражает лишь потребителей инъекционных наркотиков, работниц коммерческих секса и мужчин, практикующих секс с мужчинами. В настоящее время эпидемия затрагивает абсолютно все слои общества, от нее серьезно страдают также образованные, социально благополучные слои населения.

Ведущий: Ребята, я прошу всех встать и выстроиться в одну линию по центру так, чтобы вы никого не касались. Я сейчас буду говорить некоторые утверждения, а вы, если согласны, будете делать один шаг вперед, если не согласны — один шаг назад, а если не знаете ответа — оставайтесь на месте. И самое главное — вы все должны при этом закрыть глаза и не открывать их, пока я не скажу. Итак, закрыли глаза

Упражнение «Живая диаграмма». Цель упражнения: выяснить степень информированности участников по данной проблеме.

— ВИЧ и СПИД — это одно и то же. Нет

— В мире более 33 млн. ВИЧ-позитивных людей. Да

— ВИЧ передается через рукопожатие. Нет

— ВИЧ-инфицированная мать может родить здорового ребенка. Да

— Один из ведущих путей передачи ВИЧ — половой. Да

Ведущий: Если бы вы все ответили правильно, наша линия осталась бы прямой. А что же получилось у нас? Траектория какой-то сумасшедшей молекулы! Кто ошибся и в каких вопросах — все это вы поймете сами сегодня и на следующих занятиях. Дело все в том, что с темой ВИЧ/СПИД связано огромное количество мифов. А мы сегодня постараемся узнать достоверную информацию об этой проблеме.

Итак, как вы считаете, ВИЧ и СПИД — это одно и то же?

Упражнение «Разница между ВИЧ и СПИДом». Цель упражнения: объяснить участникам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры.

Осветить масштабы эпидемии в мире, Казахстане, Северо-Казахстанской области. Выслушать мнения подростков.

Как передается ВИЧ?

Ведущий: Основные пути передачи ВИЧ-инфекции:

Парентеральный — «кровь в кровь».

Употребление инъекционных наркотиков — самый верный способ заразиться ВИЧ. Инфицированная кровь может содержаться в общей посуде для смешивания и забора наркотика, общем шприце или игле. При инъекции наркотик вместе с кровью и вирусом попадает непосредственно в кровоток человека. На практике же все ситуации, связанные с употреблением даже «легких» наркотиков и алкоголя, могут привести к заражению ВИЧ, потому что человек теряет контроль над собой.

Способ защиты: Полностью отказаться от употребления любых видов наркотиков и злоупотребления алкоголем.

Половой путь.

Сперма, кровь и вагинальные выделения ВИЧ-инфицированных людей содержат вирус. При незащищенных сексуальных контактах риск передачи ВИЧ через них очень высок. Единственное средство, которое предотвращает заражение при сексуальном контакте, это презерватив.

Способ защиты: использовать качественные презервативы при любых сексуальных контактах.

Вертикальный — от ВИЧ-инфицированной матери — ребенку.

Ведущий: ВИЧ-инфицированная мать может родить здорового ребенка. Однако во время беременности, в процессе родов при соприкосновении ребенка с кровью и другими жидкостями материнского организма либо при грудном вскармливании ребенка ему может передаться вирус от ВИЧ-инфицированной матери.

Ведущий: Способ защиты: Мать проходит курс специального лечения во время беременности и не кормит новорожденного грудью. Сразу после появления на свет ребенок получает специальное профилактическое лечение. Тогда риск инфицирования у него очень низок — 1–2%.

Ведущий: Теперь, когда мы знаем основные пути передачи ВИЧ и скорость распространения инфекции, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти. Если мы правильно оцениваем риск, то нам легче защитить себя и своих близких.

Ведущий: Сейчас я вновь предлагаю вам разбиться на четыре группы. Перед вами карточки с описанием ситуаций, вам необходимо оценить степень риска в каждой жизненной ситуации и прикрепить карточку под соответствующей надписью: ситуации высокого риска, ситуации низкого риска, безопасные ситуации.

Анализ упражнения:

  • Просто или сложно было определить степень риска?
  • Почему так важно уметь оценивать степень риска в отношении ВИЧ инфекции?
  • Что дает нам это умение?

Ведущий: Ребята, людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, часто приходится труднее, чем больным раком, диабетом и другими серьезными заболеваниями. Дело в том, что к ВИЧ-инфицированным многие относятся негативно. Их боятся, избегают, осуждают за предполагаемый образ жизни и считают болезнь наказанием за «плохое поведение». Дискриминации подвергают и детей.

Упражнение «Мои жизненные ценности», цель которого: в игровой форме предоставить учащимся возможность почувствовать на себе проявления дискриминации ВИЧ-позитивных людей.

Ведущий: Ход упражнения: ребята, я предлагаю вам подумать и написать, что вы цените в жизни (каждый участник получает 12 листочков небольшого формата). Напишите 4 личные, 4 семейные и 4 школьные ценности (по одной на каждом листочке). А сейчас представьте, просто представьте, что вы инфицированы. Переоцените свои взгляды и уберите по одной ценности из каждой группы. Вы это потеряли… Жизнь идёт, болезнь прогрессирует, проанализируйте свои ценности и еще раз сделайте свой выбор (осталось 6 ценностей и ведущий, не говоря ни слова, не спрашивая разрешения, сам забирает по одной из каждой группы ценностей). У вас осталось 3 ценности — всё остальное вы потеряли — прочтите их внимательно. Проанализируйте, что вы чувствуете сейчас? Что испытывали во время выполнения упражнения, когда «теряли» то, что для вас ценно? Учащиеся делятся ощущениями, ведущий возвращает листочки с ценностями.

Ведущий: Важно сделать вывод: права людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и их семей часто нарушаются. Дискриминация проявляется в отказе в приеме на работу, школу, детский сад, в увольнении с работы, неоказании медицинской помощи. На личном уровне это вызывает излишнюю тревогу, страдания, депрессию, отчаяние, заставляет чувствовать стыд. Дискриминации подвергаются и дети — самая уязвимая и беззащитная часть человечества. Дети, затронутые эпидемией ВИЧ/СПИД, как и другие дети, пришли в этот мир для радости и счастья и имеют право играть со сверстниками, общаться, дружить. ВИЧ не представляет никакой опасности при повседневном общении. Мировой опыт борьбы с ВИЧ/СПИДом показывает, что остановить эпидемию можно, только отказавшись от привычных предрассудков, от деления людей на достойных и недостойных, невинных жертв и виноватых. Общество должно понять, что невозможно решать задачи, связанные с распространением ВИЧ, игнорируя права и жизненные интересы тех, кого эти решения непосредственно касаются.

Ведущий: Существует много мифов относительно ВИЧ-инфекции поэтому, если вам что-то непонятно, не бойтесь обращаться к специалистам за разъяснениями. Проверяйте свою информацию!

Просмотр видео клипа «Древо жизни».

Анализ видео клипа.

Ведущий: Итак, ребята, наше занятие подошло к концу.

Высказывания учащихся.

Спасибо за ваши слова! Конечно, само по себе приятно — общаться в такой интересной компании. Но ведь важно еще и научиться чему-то! И, по-моему, все мы многому научились.

Ведущий:

  • Избегайте употреблять наркотики! Помимо того, что они разрушают здоровье, ведут к деградации личности, нестерильные иглы могут стать причиной заражения СПИДом.
  • Не украшайте свое тело татуировками! Иглы, как правило, не стерилизуются.
  • Не прокалывай уши нестерильными инструментами.
  • Не вступай в случайные половые связи! Ведь это и есть наилучший способ уберечься от СПИДа.

Ведущий: Главное — чтобы мы сохранили все то, что получили и получим на наших занятиях, чтобы всегда принимали правильные решения и никогда не жалели о своем выборе, чтобы у нас всегда был рядом друг, которому можно довериться. Чтобы новые знания, ощущения и навыки помогли нам достичь успеха. На фоне музыки «Ангел» ведущий читает стихотворение.

Что о ВИЧ и о СПИДе мы знаем?

  • Что должны для себя реши
    Мы брошюры и книги листаем
    И пытаемся мир изменить.
    Но проходят долгие годы,
    А по странам витает ВИЧ,
    Принося людям боль, невзгоды,
    Превращая их просто в дичь.
    Сколько слёз, отчаяния, муки
    Сколько скорбных тяжёлых утрат!
    Я к тебе протяну свои руки,
    Чтобы стал ты сильнее в сто крат.
    Оглянись! Ведь ещё есть время.
    Ты подумай о жизни своей,
    А проблем беспощадное бремя
    Ты стряхни с себя в жизни смелей.
    Знай судьбе своей цену и жизни
    И иди к своей цели, мечте.
    Благодарен ты будь Отчизне,
    Поклоняйся любви, красоте!
    (И.Красницкая)