9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Химический вечер для 8-9-х классов «Риск-игра»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Слипецкая И.Н.

учитель химии и биологии
областной школы-интернат для детей-сирот, г. Петропавловск

Цель: в развлекательной форме обобщить знания по химии, биологии; стимулировать чтение книг по химии, познакомить с необычными фактами, способствовать развитию логики, мышления, сообразительности, находчивости; прививать интерес к химии.

Слипецкая И.Н.

1 ведущий:

    Мы рождены пролить все то, что льется,
    Просыпать то, чего нельзя пролить.
    Наш кабинет химическим зовется,
    Так будем вечно химию любить.

2 ведущий:

    Будем химию учить,
    Будем с химией дружить.
    Потому что нам, друзья,
    Без неё прожить нельзя.

Учитель: Я приветствую всех, кто пришел на сегодняшний вечер. А начать хочу словами Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Я желаю успеха сегодняшним командам. Сегодня играют две команды: «Металлы» и «Галогены».

1 тур

Области знаний
Цена вопроса
Мир химии 10 20 30 40 50
О солях 10 20 30 40 50
Кислоты 10 20 30 40 50
Реакции 10 20 30 40 50
Термины 10 20 30 40 50

Открывают вопросы, если ответ дан правильный, то карточка с количеством баллов достается команде. Если ответ неправильный, то баллы не начисляются.

1. Мир химии

    10. Этот оксид выдыхают животные и человек (углекислый газ)
    20. Что такое «философский камень», светящийся в темноте голубоватым светом? (фосфор)
    30. Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за другое приходится платить деньги, чтобы от него избавиться (углерод)
    40. Этот газ применяется в производстве световых рекламных трубок (неон)
    50. «Кот в мешке» тема: «Высказывания»
    Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…» О чем писал Экзюпери? (вода)

2. О солях

    10. Эта соль называется пищевой. Ее формула… (NaHCO3)
    20. Темно-фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используются в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)
    30. Формулу этой соли имеют и известняк, и мел, и мрамор (CaCO3)
    40. «Кот в мешке» тема: «Или, или»
    Растворимые основания или… (щелочи)
    50. В Индии для совершения священных обрядов соли стронция смешивали с серой и бертолетовой солью. Эту смесь мы используем на Новогодний праздник. Как мы ее называем? (Бенгальские огни)

3. Кислоты

    10. Эта кислота входит в состав желудочного сока, является бесцветным водным раствором хлороводорода (соляная)
    20. Эта кислота двухосновная, маслянистая жидкость, при растворении в воде выделяет большое количество тепла (серная)
    30. Эта кислота встречается во всех газированных напитках (угольная)
    40. Из каких кислот состоит «царская водка»? (конц. азотная и соляная)
    50. «Кот в мешке» тема: «Соли»
    Что означало по древним поверьям «рассыпать соль»? (навлечь беду)

4. Реакция

    10. Реакции с участием кислорода (горение, окисление)
    20. Реация между основанием и кислотой, при которой получается соль и вода (нейтрализации)
    30. Разложение вещества с целью выяснения его состава (анализ)
    40. Взаимодействие веществ с водой с образованием кислот, оснований и других химических соединений (гидролиз)
    50. Разрушение металла на воздухе под действием окружающей среды (коррозия)

5. Термины

    10. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется (фотосинтез)
    20. Вещества, которые меняют цвет в кислотах и щелочах (индикаторы)
    30.«Черный ящик» тема: «Вещества»
    В этом ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостынею господней, символом благополучия, символом мира, например, у восточных народов. А иногда это было проклятьем божьим. Сколько всего живого погубило это вещество, из-за него море даже может стать мертвым. Без него нельзя обойтись в металлургии, без него не было бы кожаных ботинок. Трудно перечислить области, где это вещество не применялось (поваренная соль)
    40. Существование одного и того же химического элемента в виде нескольких простых веществ (аллотропия)
    50.Вещества, которые ускоряют химические реакции (катализаторы)

(подводятся итоги первого тура)

Химическая пауза: «Удивительный стакан»

Извлеките из обычного детского памперса вещество, впитывающее влагу, и несколько его крупинок поместите на дно одного из трех непрозрачных стаканчиков. Во время демонстрации опыта налейте в этот стаканчик немного воды так, чтобы она полностью поглотилась впитывающим субстратом. Поменяйте стаканчики местами и попросите кого-нибудь из учеников, угадать, в который из них была налита вода. По мере угадывания переворачивайте стаканчики вверх дном. Ни из одного стакана вода не вытечет, так как образовавшийся гель крепко скрепляется со стенками сосуда и не выпадает из него.

(подводятся итоги первого тура)

2 тур

Области знаний
Цена вопроса
Химические элементы 20 40 60 80 100
У нас дома 20 40 60 80 100
Растения и химия 20 40 60 80 100
Металлы 20 40 60 80 100
Ученые 20 40 60 80 100

1. Химические элементы

    20. Элемент, самый распространенный в космосе (водород)
    40. Аргентина названа в честь именно этого элемента (Ag)
    60. Этот элемент назвали в честь химика, открывшего периодический закон (менделевий)
    80. Штат США и химический элемент (калифорний)
    100. Элемент назван в честь шведского ученого, который завещал 33 млн. швейцарских крон на создание фонда международных премий за работы в области физики, химии, медицины (нобелий)

2. У нас дома

    20. В составе зубных паст именно этот химический элемент (F)
    40. какое вещество гасят уксусной кислотой при выпечке кондитерских изделий (соду)
    60. Это вещество встречается в отбеливателях и в чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. (Cl2)
    80. Назовите формулу негашеной и гашеной извести, которой мы белим. CaO, Ca(OH)2)
    100. Однажды ученый Бертолле растирал соль КСlО3 в ступке, где осталось немного серы. Смесь взорвалась, так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую применяют при производстве чего? (спичек)

3. Растения и химия

    20. В какой «капусте» много йода? (ламинария)
    40. Почему разрезанное яблоко на воздухе буреет? (окисляется железо)
    60. От какого металла зависит зеленая окраска растений (магний)
    80. Эта кислота есть и в крапиве и у муравьев (муравьиная)
    100. В какой части огурца больше всего нитратов (в кожуре)

4. Металлы

    20. Этот металл называют крылатым, из него делают самолеты и кастрюли (Al)
    40. Этот металл входит в состав гемоглобина крови (Fe)
    60. Свойство этого металла превращаться в порошок на холоде, погубило экспедицию В. Скотта (Sn)
    80. Гуси, как известно, спасли Рим, а какой металл губил его жителей (Pb)
    100. «Кот в мешке» Угадай вещество

Проводится опыт «Зажигание костра без спичек»

    В чудесах химических я уже остёр,
    Без огня и спичек разведу костёр.
    Наложу лучинок — дров,
    И костёр уже готов.
    Возьму в руку ватку,
    Спиртом намочу.
    На костёр им капну:
    Гори, раз я хочу
    Я открою свой секрет,
    Никакой тут тайны нет.
    Под костром припрятал здесь
    Зажигательную смесь.

Назовите состав зажигательной смеси (KMnO4 и конц. H2SO4)

5. Ученые

    20. Этот ученый изобрел бездымный порох и периодический закон (Менделеев)
    40. Этот ученый и физик, и химик, и географ, и поэт, и историк, и автор высказывания: «Широко распространила химия руки свои в дела человеческие» (Ломоносов)
    60. Им сформулирован закон: «В одинаковых объемах различных газов находится одинаковое количество молекул при одних и тех же условиях» (Авогадро)
    80. Ученый — создатель первого противогаза (Зелинский)
    100. Русский химик, знаменитый композитор. (Бородин)

Пока подводятся итоги двух туров — Загадочная пауза

Фокус «Телепатия»: показывают двое ведущих. Один сидит спиной к периодической системе химических элементов, второй приглашает зрителя к периодической системе и тот указкой показывает любой элемент. Первый ведущий посылает «телепатический сигнал» второму ведущему, и тот называет порядковый номер задуманного элемента. (Секрет фокуса в том, что каждая цифра закодирована словом: отгадай — 1, думай — 2, точно — 3, что это — 4, постарайся — 5, шутя — 6, скажи — 7, внимательнее — 8, догадайся — 9, назови — 0. Например, задуман элемент № 28. Первый ведущий говорит второму: «Прошу сконцентрировать волю, посылаю телепатический сигнал: думай внимательней».

Финал

Команды делают ставки. Тема: «Металлы»

Академик Ферсман писал, что при исчезновении этого металла… «На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превратились бы в труху, растения начали бы чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т. к. лишившись 3 граммов этого металла, человек бы умер» (железо)

Подводятся итоги, награждается победившая команда. Победителям вручают букет цветов, который на глазах зрителей меняет свой цвет. (Бумажные цветы пропитывают щелочью и высушивают, а затем из пульверизатора брызгают спиртовым раствором фенолфталеина). В честь победителей звучит залп «гремучего газа». (В газометре смешивают 2 объема водорода и 1 объем кислорода. Пропускают смесь через мыльный раствор. Лучинкой поджигают пузыри: слышится громкий хлопок).

Категория: