Химический вечер для 8-9-х классов «Риск-игра»
Слипецкая И.Н.
учитель химии и биологии
областной
Цель: в развлекательной форме обобщить знания по химии, биологии; стимулировать чтение книг по химии, познакомить с необычными фактами, способствовать развитию логики, мышления, сообразительности, находчивости; прививать интерес к химии.
1 ведущий:
-
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Так будем вечно химию любить.
2 ведущий:
-
Будем химию учить,
Будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья,
Без неё прожить нельзя.
Учитель: Я приветствую всех, кто пришел на сегодняшний вечер. А начать хочу словами Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Я желаю успеха сегодняшним командам. Сегодня играют две команды: «Металлы» и «Галогены».
1 тур
Области знаний
|
Цена вопроса
|
||||
Мир химии | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
О солях | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Кислоты | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Реакции | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Термины | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Открывают вопросы, если ответ дан правильный, то карточка с количеством баллов достается команде. Если ответ неправильный, то баллы не начисляются.
1. Мир химии
-
10. Этот оксид выдыхают животные и человек (углекислый газ)
20. Что такое «философский камень», светящийся в темноте голубоватым светом? (фосфор)
30. Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за другое приходится платить деньги, чтобы от него избавиться (углерод)
40. Этот газ применяется в производстве световых рекламных трубок (неон)
50. «Кот в мешке» тема: «Высказывания»
Писатель Антуан де
2. О солях
- 10. Эта соль называется пищевой. Ее формула… (NaHCO3)
20.
30. Формулу этой соли имеют и известняк, и мел, и мрамор (CaCO3)
40. «Кот в мешке» тема: «Или, или»
Растворимые основания или… (щелочи)
50. В Индии для совершения священных обрядов соли стронция смешивали с серой и бертолетовой солью. Эту смесь мы используем на Новогодний праздник. Как мы ее называем? (Бенгальские огни)
3. Кислоты
- 10. Эта кислота входит в состав желудочного сока, является бесцветным водным раствором хлороводорода (соляная)
20. Эта кислота двухосновная, маслянистая жидкость, при растворении в воде выделяет большое количество тепла (серная)
30. Эта кислота встречается во всех газированных напитках (угольная)
40. Из каких кислот состоит «царская водка»? (конц. азотная и соляная)
50. «Кот в мешке» тема: «Соли»
Что означало по древним поверьям «рассыпать соль»? (навлечь беду)
4. Реакция
- 10. Реакции с участием кислорода (горение, окисление)
20. Реация между основанием и кислотой, при которой получается соль и вода (нейтрализации)
30. Разложение вещества с целью выяснения его состава (анализ)
40. Взаимодействие веществ с водой с образованием кислот, оснований и других химических соединений (гидролиз)
50. Разрушение металла на воздухе под действием окружающей среды (коррозия)
5. Термины
- 10. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется (фотосинтез)
20. Вещества, которые меняют цвет в кислотах и щелочах (индикаторы)
30.«Черный ящик» тема: «Вещества»
В этом ящике находится удивительное вещество.
40. Существование одного и того же химического элемента в виде нескольких простых веществ (аллотропия)
50.Вещества, которые ускоряют химические реакции (катализаторы)
(подводятся итоги первого тура)
Химическая пауза: «Удивительный стакан»
Извлеките из обычного детского памперса вещество, впитывающее влагу, и несколько его крупинок поместите на дно одного из трех непрозрачных стаканчиков. Во время демонстрации опыта налейте в этот стаканчик немного воды так, чтобы она полностью поглотилась впитывающим субстратом. Поменяйте стаканчики местами и попросите
(подводятся итоги первого тура)
2 тур
Области знаний
|
Цена вопроса
|
||||
Химические элементы | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
У нас дома | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Растения и химия | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Металлы | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Ученые | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
1. Химические элементы
- 20. Элемент, самый распространенный в космосе (водород)
40. Аргентина названа в честь именно этого элемента (Ag)
60. Этот элемент назвали в честь химика, открывшего периодический закон (менделевий)
80. Штат США и химический элемент (калифорний)
100. Элемент назван в честь шведского ученого, который завещал 33 млн. швейцарских крон на создание фонда международных премий за работы в области физики, химии, медицины (нобелий)
2. У нас дома
- 20. В составе зубных паст именно этот химический элемент (F)
40. какое вещество гасят уксусной кислотой при выпечке кондитерских изделий (соду)
60. Это вещество встречается в отбеливателях и в чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. (Cl2)
80. Назовите формулу негашеной и гашеной извести, которой мы белим. CaO, Ca(OH)2)
100. Однажды ученый Бертолле растирал соль КСlО3 в ступке, где осталось немного серы. Смесь взорвалась, так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую применяют при производстве чего? (спичек)
3. Растения и химия
- 20. В какой «капусте» много йода? (ламинария)
40. Почему разрезанное яблоко на воздухе буреет? (окисляется железо)
60. От какого металла зависит зеленая окраска растений (магний)
80. Эта кислота есть и в крапиве и у муравьев (муравьиная)
100. В какой части огурца больше всего нитратов (в кожуре)
4. Металлы
- 20. Этот металл называют крылатым, из него делают самолеты и кастрюли (Al)
40. Этот металл входит в состав гемоглобина крови (Fe)
60. Свойство этого металла превращаться в порошок на холоде, погубило экспедицию В. Скотта (Sn)
80. Гуси, как известно, спасли Рим, а какой металл губил его жителей (Pb)
100. «Кот в мешке» Угадай вещество
Проводится опыт «Зажигание костра без спичек»
- В чудесах химических я уже остёр,
Без огня и спичек разведу костёр.
Наложу лучинок — дров,
И костёр уже готов.
Возьму в руку ватку,
Спиртом намочу.
На костёр им капну:
Гори, раз я хочу
Я открою свой секрет,
Никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь
Зажигательную смесь.
Назовите состав зажигательной смеси (KMnO4 и конц. H2SO4)
5. Ученые
- 20. Этот ученый изобрел бездымный порох и периодический закон (Менделеев)
40. Этот ученый и физик, и химик, и географ, и поэт, и историк, и автор высказывания: «Широко распространила химия руки свои в дела человеческие» (Ломоносов)
60. Им сформулирован закон: «В одинаковых объемах различных газов находится одинаковое количество молекул при одних и тех же условиях» (Авогадро)
80. Ученый — создатель первого противогаза (Зелинский)
100. Русский химик, знаменитый композитор. (Бородин)
Пока подводятся итоги двух туров — Загадочная пауза
Фокус «Телепатия»: показывают двое ведущих. Один сидит спиной к периодической системе химических элементов, второй приглашает зрителя к периодической системе и тот указкой показывает любой элемент. Первый ведущий посылает «телепатический сигнал» второму ведущему, и тот называет порядковый номер задуманного элемента. (Секрет фокуса в том, что каждая цифра закодирована словом: отгадай — 1, думай — 2, точно — 3, что это — 4, постарайся — 5, шутя — 6, скажи — 7, внимательнее — 8, догадайся — 9, назови — 0. Например, задуман элемент № 28. Первый ведущий говорит второму: «Прошу сконцентрировать волю, посылаю телепатический сигнал: думай внимательней».
Финал
Команды делают ставки. Тема: «Металлы»
Академик Ферсман писал, что при исчезновении этого металла… «На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превратились бы в труху, растения начали бы чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил,
Подводятся итоги, награждается победившая команда. Победителям вручают букет цветов, который на глазах зрителей меняет свой цвет. (Бумажные цветы пропитывают щелочью и высушивают, а затем из пульверизатора брызгают спиртовым раствором фенолфталеина). В честь победителей звучит залп «гремучего газа». (В газометре смешивают 2 объема водорода и 1 объем кислорода. Пропускают смесь через мыльный раствор. Лучинкой поджигают пузыри: слышится громкий хлопок).
- 17501 просмотр