Идейные истоки этики
Этические воззрения Ыбрая Алтынсарина
К 170-летию со дня рождения Ыбрая Алтынсарина
Литературный салон для учащихся педагогических колледжей
Мероприятие желательно провести за круглым столом или в небольшой аудитории, расположив учащихся вокруг выступающих. На стенде можно поместить портрет Ы. Алтынсарина, книги о жизни и деятельности
Ведущий:
Много светлых умов во все времена размышляло о сущности нравственности, стараясь понять смысл человеческого существования и счастья, мотивов поведения и поступков человека. Об этом размышляли древнегреческие философы — Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.
К их числу относится и казахский
Вклад Ыбрая Алтынсарина в историю общественной мысли человечества еще предстоит оценить будущим
В 1974 году издательством «Наука» была выпущена книга А.Уразбекова «Этические воззрения Ыбрая Алтынсарина», в которой впервые автор глубоко осветил проблемы воспитания и нравсчвенности, занимающие ведущее место в многогранном творчестве Ы. Алтынсарина. Мысли о судьбе человека, его делах и идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности — главная тема творчества Ы. Алтынсарина. «Проводником чистых истин нравственности общечеловеческой…» — называли Ы.Алтынсарина его современники. («Оренбургский л исток», 1884, № 15).
Как истинный
Мы уже знаем, что жизненный путь Ы. Алтынсарина складывался не гладко. Он рано лишился родителей и воспитывался у своего деда Балгожи Жанбурчина, известного бия среднего жуза из рода кипчаков. Благодаря заботам деда Ыбрай в 1850 году поступил в первый класс
Большим другом Ы. Алтынсарина был и
Мы знаем из школьной программы, что Ы. Алтынсарин усиленно занимался самообразованием, изучая сочинения Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя, Лермонтова, Толстого и др. Часто он обращался к трудам классиков русской педагогики, в частности, к статьям
Ы. Алтынсариным много написано о труде. В своем рассказе «Польза знания» он пишет о том, что мальчик из богатой семьи «от нечего делать каждый день, ради забавы, стал ковать гвозди и через некоторое время хорошо научился выковывать их». В последствии такой навык мальчику очень пригодился и он смог зарабатывать деньги для себя и своих родителей.
Тема труда затрагивается Ы. Алтынсариным и в рассказе «Сатемир хан». Преодолевая трудности муравей добирается до крыши дома и заставляет героя произведения размышлять: «Маленькая тварь, и та, не переставая, выполняет
В рассказе «Чистый родник» Ы.Алтынсарин проводит еще более глубокую идею о значении труда в жизни человека. Рассуждая о значении надписи у чистого родника, один из путников говорит: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай… не предавайся лени…». В рассказе «Сметливость» И.Алтынсарин показывает, как знаменитый английский мастер Браун, смог построить мост через реку, благодаря увиденной паутине, расставленной «поперек дороги пауком». Но действия мастера отличаются от действий паука. Его действия — сознательные и, прежде чем начать строительство, он планирует, ходит «в раздумье». Таким образом, на простых примерах автор показывает естественность труда, без которого нет и не может быть полноценного существования.
В рассказе «Кипчак Сейткул» противопоставляется наполненная жизнь СеЙткула пустой жизни его брата. Автор показывает, что тот, кто не занимается честным трудом, а стремится жить за счет других, теряет свое человеческое достоинство. Жизнь без труда, по мнению Ы.Алтынсарина, пуста.
Часто в рассказах Ы.Алтынсарина, посвященных теме труда, герои являются народными мудрецами. В обращении мудреца Лукпана («Мудрец Лукпан») к монаху, в рассуждениях неизвестного арабского философа о смысле человеческого счастья — во всем проявляется особое отношение Ы. Алтынсарина к народной мудрости. В давно прошедшие времена, пишет Ы. Алтынсарин в рассказе «Богатство», один мудрый человек вызывает к себе сына и говорит: «Я спрятал под землей несметное богатство, если выкопаешь его, то никогда не будешь голодным». Долго сын копал землю в поисках обещанного клада, но ничего не нашел. Мудрый старец (данышпан карт) объяснил: «Смысл слов отца, — говорит мудрец, — в том, что под богатством он имел в виду участок земли, оставленный в наследство. Он хотел сказать, что если ты не будешь лениться обрабатывать землю, своевременно посеешь и уберешь, то никогда не будешь бедным…».
Ведущий:
Пристальное внимание Ы. Алтынсарина занимала и проблема счастья. Древнегреческий философ Демокрит, отдавая предпочтение умеренности писал, что «счастлив тот, кто при малых средствах имеет хорошее расположение духа,..». Об умеренности много говорится в казахском устном народном творчестве. «Канагаттылык» (умеренность) издавна считается у казахов за добродетель. Свое мнение об умеренности Ы. Алтынсарин высказал в рассказах «Умеренность» и «Счастливый человек «. Умеренность выдвигается Ы. Алтынсариным как принцип нравственности и счастья. Его призывы к умеренности были направлены против жадности и эгоизма привилегированных слоев казахского общества. Он пишет, что у богача есть все, но нет у него «удовлетворения своим богатством…», нет душевного покоя, «ему хочется иметь еще больше».
Герои рассказов Ы. Алтынсарина — обладатели богатства, только делая добро людям, становятся нравственно возвышенными, добродетельными. Они понимают нужды народа, знают, что «бедность не порок «, что добродетель присуща простым людям.
Народ уважает щедрых людей. И Ы.Алтынсарин выдвигает щедрость как одно из самых ценных качеств человека. К щедрости Ы.Алтынсарин относит и старинный обычай казахов «жлу», когда люди искренне и безвозвратно оказывает помощь своим пострадавшим соплеменникам. В рассказе «Бережливость и скупость» Ы. Алтынсарин описывает случай, когда несколько уважаемых людей оказывают помощь одной осиротевшей семье. Его герой, обеспеченный человек, «узнав по какому делу пришли люди, тут же вынул и дал денег вдвое больше, чем другие.». Путники приняли его сначала за скупца,
В рассказах, стихах Ы. Алтынсарин часто выражает свое отношение к человеку, его судьбе; выражает в форме наставлений, советов:
- Дурной человек не может
Хороший совет принять.
Дурной человек лишь может
Мерзко и глупо болтать.
В неблаговидном поступке
Признаться не в силах он…
Ы. Алтынсарин относит к отрицательным качествам человека и такие поступки, как хвастовство, нечестность. Он нередко замечает, что не следует хвалиться «богатством», ибо, если жить неразумно «удачи покинут вдруг вас».
Он напоминает:
- Разбогатевший слепо верит своей судьбе.
Он думает, что невзгоды к нему не придут
никогда…
Ы.Алтынсарин обличает болтунов и сплетников, по его глубокому убеждению это ягоды одного дерева. Кто много болтает, тот способен «при удобном случае наглой клеветой заклеймить тебя».
Душевная чистота, честность, вежливость и другие положительные качества человека высоко оцениваются Ы.Алтынсариным. У хорошего человека «на лице лучится привет», у него открытая душа. Он показывает, чем отличаются хорошие поступки от дурных и считает, что «умный враг лучше глупого друга».
Добро и зло — испокон веков тема народных сказок и легенд, в которых народный герой, побеждая зло, — вершит добро. Во все времена народ уважал умных и смелых, воспевая образы бессмертных героев. В рассказе Ы. Алтынсарина «Жиренше шешен» автор, преклоняясь перед мудростью народного любимца Жиренше, превосходящего умом глупого хана, описывает некоторые его разумные поступки. Помните, как, разделив гуся, по просьбе хана, Жиренше оставляет себе большую его часть со словами: «Я — человек средний, поэтому вся средняя часть тела этой птицы подходит мне».
Высоко ценя устное народное творчество, Ы. Алтынсарин использовал замечательные казахские обычаи, пословицы, поговорки, содержащие в себе многовековую мудрость, в деле воспитания подрастающего поколения. Он бесконечно верил, что казахские обычаи, основанные «на практических началах, не допустят народ к нравственному разложению».
Ведущий:
Ы. Алтынсарин был настоящим патриотом своей Отчизны. Его любовь к казахскому народу была беспредельна. Боль своего народа он чувствовал всей душой и радовался, когда получалось быть ему полезным.
Нравственность! Сложен путь ее формирования. Ы. Алтынсарин совершил настоящий творческий подвиг, и его титанические усилия сыграли огромную положительную роль в просвещении казахского народа. Его заслуги в области воспитания и просвещения бесценны!
В этом году мы отмечаем 170 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарина — великого педагога- просветителя, общественного деятеля, писателя.
Вопросы для обсуждения
1. Актуальны ли в наше время, на ваш взгляд, те проблемы, которые поднимал в своих произведениях Ы.Алтынсарин? Какие?
2. Согласны ли вы с бытующим мнением о том, что один в поле — не воин?
3. Ы.Алтынсарин отдал свою жизнь во благо просвещения своего народа. Кого, по вашему мнению, можно привести в пример сейчас, в наше время, как яркую личность, посвятившую себя делу всей жизни?
Источник: СК ИПК ППК
- 23067 просмотров