Инклюзивное образование в Казахстане
Рамазанова Раушан Елюбаевна заместитель директора по учебной работе, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 4», Северо-Казахстанская область, город Петропавловск
|
Политика Республики Казахстан направлена на обеспечение прав всех граждан, на качественное образование вне зависимости от их социального, экономического, культурного статуса. Инклюзивное образование рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования страны, является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования.
Право на доступность качественного образования гарантировано законодательством Республики Казахстан всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей (далее ООП).
Нормативно-законодательная база, регламентирующая деятельность участников образовательного процесса, направлена на обеспечение равных прав и возможностей получения образования всех уровней всеми гражданами независимо от национальности, языка, пола, социального положения и состояния здоровья. Но с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица.
Казахстаном ратифицированы международные документы, которые провозглашают равный доступ к образованию лиц с особыми образовательными потребностями:
- Конвенция о правах ребенка (Постановление Веpховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года).
- Конвенция ООН «О правах инвалидов». (Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 288-V ЗРК).
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Закон РК от 28 января 2016 года № 449-V ЗРК. Конвенция вступила в силу 16 июля 2016 года).
В соответствии с ГПРО в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года согласно пункта 1.1 «Обеспечение доступности и инклюзивности образования», предполагает цели:
1. Обеспеченность психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, создать специальные кабинеты, учебные программы среднего, технического и профессионального, послесреднего образования.
2. Для лиц с особыми образовательными потребностями обеспечить доступ ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования.
На современном этапе развития инклюзивного образования используется следующее определение особых образовательных потребностей — это потребности учащихся в психолого-педагогической, социальной и иной помощи, без которой невозможно получения качественного образования и выделяют 3 группы детей с ООП:
- дети с различными нарушениями психофизического развития: нарушения слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами.
- дети со специфическими трудностями в обучении, поведенческими и эмоциональными проблемами.
- дети у которых в силу социально- психологических, экономических, языковых, культурных причин возникают особые образовательные потребности.
Выделение таких групп детей с ООП позволяет школе не упустить из поля своего зрения ни одного ученика, имеющего трудности в обучении, чем бы они не были вызваны.
В школах разработаны и утверждены рабочие учебные планы для детей с ООП с учетом их особенностей. Ведется журнал учета обучающихся с особыми образовательными потребностями, где содержится вся необходимая информация (рекомендации ПМПК/СППС, заключение СППС о характере трудностей и рекомендациях, программы обучения, информационно-статистические сведения о ребенке ).
Коррекционно-педагогическая поддержка осуществляется педагогами на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК. С детьми ООП в школе ведут работу педагоги-психологи, логопеды и дефектологи.
Как обстоит реальная ситуация сейчас в школах по внедрению инклюзивного образования? Это из опыта работы в руководстве школы КГУ «Средняя школа № 13», где обучаются дети с инклюзивным обучением из школы-интерната имени Шамиля Шакшакбаева......
Какие новые профессиональные компетенции педагога следует иметь в виду? Готовность принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей психического и физического здоровья; готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума; умение составлять совместно с другими специалистами программы индивидуального развития ребенка; владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, установление и поддержание партнерских отношений с родителями детей с особыми образовательными потребностями и др.
Имеющийся опыт внедрения инклюзивного образования в РК показал проблему неготовности учителей общеобразовательной школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ограниченными возможностями, обнаружился недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Например, как учителю общеобразовательной школы, который не получал знаний по специальной психологии и коррекционной педагогике, который никогда не видел за партой ребенка с инвалидностью или ребенка с синдромом Дауна — как учить такого ребенка в классе, где сидит еще 25 учеников? Важной характеристикой современного этапа развития инклюзивного образования в Казахстане является пока еще недостаточная профессиональная готовность педагогов и специалистов психолого- педагогического сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход на уровне детского сада, школы, колледжа, вуза.
Решение этой задачи возможно с помощью системы профессиональной подготовки педагогических работников. Основная роль в системе подготовки практикующих педагогов отводится повышению квалификации (далее ПК) учителей. В нашей школе для этого создали коллективные курсы по инклюзивному образованию «Содержание образовательной среды в условиях развития инклюзивного образования » с 28.10.2019 г по 05.11.2019 г филиалом АО НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников Северо-Казахстанской области».
Содержание обучения педагогических работников на курсах ПК определяется целью и задачами профессиональной подготовки. Цель — подготовка педагога к работе в условиях реализации инклюзивного образования. Задачи:
- формирование у педагогов ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в условиях совместного обучения детей с нормативным и нарушенным развитием;
- формирование у педагогических работников системы общих и специальных знаний для реализации инклюзивного подхода в обучении;
- овладение педагогами необходимым комплексом педагогических умений и навыков для качественного обучения всех детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- формирование у педагогов психологической готовности к процессу совместного обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями в среде нормативно развивающихся сверстников.
Решение указанных задач будет обеспечивать формирование профессиональной и психологической готовности педагога.
Например, учитель, прошедший курсы ПК по инклюзивному образованию, должен уметь:
- адаптировать требования государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) и программного содержания по учебным предметам для детей с ограниченными возможностями развития (сенсорные нарушения, нарушения речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития),
- знать, понимать и соотносить особенности психического развития «особых» детей с их возможностями и способностями, понимать их объективные затруднения в обучении,
- адекватно применять специальные методы организации индивидуализированного обучения,
- выстраивать позитивное межличностное взаимодействие детей с особыми потребностями с нормально развивающимися детьми и др.
Игнорировать важность профессиональной подготовки педагога в реализации инклюзии нельзя. Следует строго подходить к профессиональной подготовке педагога, реализующего инклюзивное образование (далее ИО), т. к., нельзя от педагога требовать того, чему его никто и никогда не учил.
В нашей казахстанской системе образования:
- общеобразовательные организации не имеют достаточной кадровой, учебно-методической, материально-технической базы для инклюзивного образования;
- не осуществляются мониторинг и оценка качества обучения с учетом инклюзивного подхода в общеобразовательном классе,
- отсутствует адаптация критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся к условиям инклюзивного образования (есть только методические рекомендации НАО Алматы −2019 г И. Г. Елисеева, А. К. Ерсарина),
- не созданы достаточные условия для ранней профессиональной ориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки детей с особыми образовательными потребностями;
- необходима система оценивания качества обучения на дому;
- необходима адаптация типовых учебных планов и программ технического и профессионального, высшего образования к условиям обучения лиц с особыми образовательными потребностями в системе ТиПО,
- остро стоит проблема раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей и ранней коррекции и развития таких детей;
- отсутствует подготовка специалистов ранней коррекции и развития детей с ООП,
- отсутствует в образовательном учреждении тьюторство, необходимость которого показал международный опыт ИО;
- недостаточно принимаются превентивные меры по предотвращению возникающих проблем у детей морально-психологического и социального характера;
- недостаточно организована информационно-консультативная поддержка инклюзивного образования в организациях образования,
- система «Күнделік» не адаптирована под ученика с ООП,
- нет требований к обеспечению организаций образования и вузов вспомогательными техническими средствами (тифло-, сурдо- и др. техники), повышающих эффективность освоения им образовательных программ и наличие специальных мест в учебных кабинетах и аудиториях для инвалидов
- нет в наличии кабинетов коррекции для работы с детьми ООП,
Каковы возможные пути решения озвученных проблем:
1. разработка методологических и учебно-методических основ по: мониторингу и оценке качества обучения с учетом инклюзивного подхода в общеобразовательном классе, адаптации критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся в условиях ИО, профессиональной ориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ООП, системе оценивания качества обучения на дому, адаптации типовых учебных планов и программ технического и профессионального, высшего образования к условиям обучения лиц с особыми образовательными потребностями в системе ТиПО;
2. обеспечение организаций образования достаточными кадровыми, учебно-методическими ресурсами для инклюзивного образования путем утверждения типовых штатов;
3. разработка (обновление) современных программ курсов ПК с учетом изменений и возрастающих требований к педагогу, реализующему ИО,
4. с учетом доступности курсов ПК (бюджетные, на платной основе) обязать руководителей образования распределять часы и нагрузку по работе с детьми с ООП тем педагогам, которые прошли повышение квалификации по ИО (сертификат курса);
5. увеличить количество курсов ПК по ИО и расширить охват категорий педагогических работников для обучения: от дошкольных организаций до вузов;
И это неполный перечень мероприятий, направленный на успешность реализации инклюзивного образования, получения детьми с ООП качественного образования.
Список использованной литературы:
1. Д. Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. РООИ «Перспектива», 2011.с.67.
2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ. Аскарова А. Д
3. Петрова Т. А. «Развитие инклюзивного образования в Казахстане» 2012 г.
4. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. — Астана.
5. Дюсекенова Гульмира Габбасовна. Инклюзивное образование в РК. 2013 — 2014 г
- 20475 просмотров