Интегрированное занятие во 2 младшей группе: «Знакомство с казахской национальной одеждой»
Макенова Айгуль Мухамедьяновна, воспитатель, стаж — 26 лет, первая категория высшего уровня, ГККП ясли-сад «Айнагуль», СКО Жамбылский район, село Пресновка |
Образовательные области: «Познание», «Творчество».
Разделы: «Ознакомление с окружающим миром», «Рисование».
Цель: познакомить с казахской национальной одеждой девочек (көйлек, қамзол, мәсі, тақия); познакомить с казахским орнаментом тұмар (амулет); учить рисовать узор на полоске, выделять элементы узора, расписывать готовые формы; развивать у детей эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу; закрепить форму и цвет предметов; вызвать желание помочь куклам; воспитывать любовь к природе родного края, гордость за свою страну; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
Билингвальный компонент: көйлек, қамзол, мәсі, тақия.
Материал, оборудование, ресурсы: юрта, домбра, ковер, посуда, круглый стол, кукла, картонные силуэты кукол, рисунки орнаментов, амулеты.
Ход занятия
Воспитатель: Сәлеметсізбе, балалар. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.
«Круг дружбы». Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте тепло другому.
Выбираю улыбку я
Подарю ее всем вам, друзья.
Всех вас очень люблю
И дружбой нашей дорожу!
Воспитатель: Бүгін айналамен танысу және сурет сабағы болады. Сегодня мы побываем на празднике. Познакомимся с казахской национальной одеждой девочек и казахским орнаментом.
— Балалар, қазыр жылдың қай мезгілі?
Дети: Күз.
Воспитатель: Дұрыс айтасындар. Как называется наша страна?
Дети: Казахстан.
Воспитатель: Расскажет стихотворение Айбын.
Айбын:
Отан деген — Атамекен,
Отан деген — Туған жер.
Отан — ана, Отан — үлкен
Қазақстан — туған ел.
Воспитатель: Какой недавно был праздник?
Дети: День Республики.
Воспитатель: Жарайсыңдар балалар! Отвечаем полным ответом.
Казахский край, моя земля
Народы — как одна семья.
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей земли прекрасной.
Воспитатель: Вокруг нас предметы казахского быта, назовите их.
Дети: Юрта, домбра, ковер, посуда, круглый стол.
Воспитатель: Балалар, посмотрите на себя, вы все в нарядной одежде. Очень красивые. Мы можем провести бал платьев.
(Стук в дверь).
Воспитатель: К нам пришла первая гостья. Встречайте Қуыршақ Сауле в красивом наряде. Полюбуемся, на ней казахский национальный костюм. Рассмотрим его повнимательнее.
Көйлек. Двухярусное платье — просторный подол и длинные рукава.
Қамзол — верхняя одежда, шьется из дорогих тканей (бархата, велюр) и украшается орнаментом.
Тақия. У казахского народа очень много разного вида шапок. Самая красивая из них — это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень легкая, на плоскую поверхность пришивают перо филина, а края украшают орнаментом.
Мәсі — легкая обувь, сделанная из выделанной кожи. Голенище расписано орнаментом.
— Попробуем раздеть и одеть куклу Сауле. Стас, подойди и сними с куклы қамзол. Арина снимет тақия. Катя, подойди, покажи нам тақия. Одень на куклу. Куда мы одеваем?
Воспитатель: Артем, найди қамзол и одень на қуыршақ Сауле.
— Повторим новые слова: көйлек, қамзол, тақия, мәсі.
Физминутка. «Тақия тастамақ»
Қызық ойын ойнамақ,
Аты оның — тақия тастамақ.
Сенбей қалғанбатырын.
Айыбына өнер бастамақ.
Воспитатель: Молодцы, Дети:. Отдохнули.
— Посмотрите еще раз на куклу Сауле. Балалар, скажите, а почему вещи такие красивые? Все они украшены орнаментом, посмотрите на рисунки, везде казахский орнамент: амулет, рога барана, родничок, крылья птицы. В каждом узоре отражена история народа, на предметах быта тоже везде орнамент.
(Показ иллюстраций в альбоме).
Воспитатель: Жарайсыңдар, балалар!
(Стук в дверь).
Воспитатель: В гости пришли подружки куклы Сауле, они хотят пойти на праздник. Но им всем очень грустно. Как вы думаете, почему?
(Дети: отвечают).
Воспитатель: Правильно, у них нет красивых нарядов. Чем можно украсить қамзол и платье?
Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Попробуем нарисовать орнамент как на қамзоле у қуыршақ Сауле в виде (тұмара) амулета:
Рисунок 1. Тұмар
— На какую геометрическую фигуру похож тұмар (амулет)?
Дети: Ушбұрыш (Треугольник).
Задание 1. Показ на мольберте.
Воспитатель: На белой полоске мы рисуем орнамент ярком цветом. Какой это цвет?
Дети: Красный.
Воспитатель: Берем карандаш и рисуем один элемент. Повторяем его несколько раз и получается орнамент.
— Садимся за столы. Спина прямая. Берем в руки карандаши и обведем в воздухе контур амулета. А теперь рисуем аккуратно орнамент и закрасим его. Старайтесь не выходить за края узора, чтобы получилось красиво. Ведь куклы пойдут на бал.
(Самостоятельная работа детей, звучит домбра).
Воспитатель: Балалар, кто нарисовал орнамент, оденьте платья на кукол и садитесь на стульчики.
(Стук в дверь, под музыку входит девочка из старшей группы).
Ангелина: Сәлеметсізбе, балалар! Я пришла к вам на бал. Готовы ли мои подружки?
Воспитатель: Подружки готовы. Посмотрите, у Ангелины красивый костюм. Скажите, Дети:, из каких вещей он состоит?
Дети: Тақия, қамзол, көйлек.
Ангелина: Дети, если к одежде относиться бережно, то вы будете всегда выглядеть празднично и красиво.
Воспитатель: Балалар, так как у нас сеголня бал, мы попросим Ангелину станцевать в таком красивом костюме! А мы с куклами тоже будем помогать.
(Казахский танец).
Воспитатель: Ангелина, посмотри, наши дети украсили орнаментом қамзолы и платья подружек Сауле. Какие тебе понравились работы?
Воспитатель: Все дети молодцы, жарайсыңдар, балалар. Өте жақсы. Куклы довольны. Ангелина пришла к нам с подарками: она принесла всем амулеты (тұмар), они вас будет оберегать от плохих людей. Рахмет. Ангелина, посиди с нами.
Итог занятия
Воспитатель: Балалар, чем мы сегодня занимались?
— С национальным костюмом какого народа мы познакомились?
— Чем украшен костюм?
— Кому мы сегодня помогли?
— Каким орнаментом мы украшали қамзол?
— На что похож тұмар?
— Жарайсыңдар, балалар. Занятие окончено. Попрощаемся с гостями. Сәу болыңыз! До свидания!
- 17601 просмотр