9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Интегрированный урок внеклассного чтения и трудового обучения во 2 классе

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Янкова Татьяна Михайловна Школа комплекс национального возрождения № 17

Тема: Сказка «Как избежать зла». Изготовление фигурки оленя из природного материала.

Фото с сайта detpodelki.ru

Цели:

  1. Знакомство со сказкой, работа над содержанием, выразительным чтением
  2. Изготовить фигурку оленя из природного материала
  3. Воспитывать чувство прекрасного, доброго, учить делать добро друг другу.

Ход урока

1. Организация класса. Жужжащее чтение. Осмысление

2. Психологическая установка

Объявление темы и цели

— Ребята прочитайте, что написано на доске.

Давайте делать добро друг другу!

— Как вы понимаете смысл написанного?

— Это объединяющая тема (тезис) двух уроков. Действительно, доброта — это стремление человека дать счастье окружающим людям, приносить радость, любить природу. Сегодня на уроке, мы работаем над сказкой. Сказки! Сколько доброго несут они нам! Учат творить доброю. И звеня своим серебряным колокольчиком, заставляют нас думать о жизни, о мудрости, которую хотели нам передать. Вот об этом мы и будем говорить на сегодняшнем уроке, поработав над сказкой.

3. Новый материал. Слушание сказки

Следите за чтением и постарайтесь представить то, что я читаю.

Сказка «Как избежать зла»

Чтение учителем.

— Ваши впечатления (что понравилось).

— Что представили в своём воображении?

Задание: прочтите сказку, пользуясь памяткой. (Дети читают про себя). Работаем над лексическим значением непонятных слов, встретившихся в сказке.

— Как вы объясните значение слов:

  • Преданно —
    Тоска —
    Раздражительность —

Объяснение значения слов.

4. Повторное чтение сказки вслух. Работа над содержанием сказки

— Назовите героев сказки

— О чём они вели разговор?

— В этой сказке звери разговаривают? Какой литературный приём используется?

— Что такое олицетворение?

Вспомните сюжет сказки, опираясь на эти иллюстрации. Работа по группам. Каждая группа работает над своим сюжетом.

1 сюжет, 1-я группа

— Кто рассуждает о зле?

— Что нужно сделать, чтобы избежать зла? (Зачитать)

— Что нужно сделать, чтобы избежать зла? (Покормить птиц, повесить кормушки, чтобы птицы были сыты).

— Исчезнет ли зло, если все будут сыты?

— Одна из причин зла — голод, так считает ворона.

2 сюжет, 2-я группа

— Кто рассуждает о зле?

— О чём он думал?

— А как представляет себе зло голубь?

— Согласны ли вы с этим мнением.

— Значит, как представляет голубь зло? (Беспокойство, тоска).

Корригирующее упражнение для глаз.

3 сюжет, 3-я группа

— Как представляет себе зло змея?

— Отчего оно бывает?

— Что она предлагает?

— — Змея говорит о терпимости, не надо сердиться по пустякам.

— Чего не нужно делать?

— Не нужно допускать раздражительности.

4 сюжет, 4-я группа

— Кто рассуждает о зле?

— Как он представляет себе зло? Отчего оно бывает?

— От страха, боязливости.

— Хотя олень красивый, сильный, гордый, и у него есть копыта и рога, которыми он может защитить себя, он не может преодолеть свой страх перед другими зверями и становится их жертвой.

— Как ему избежать зла, защитить себя от других зверей?

— Должен защищать себя рогами, копытами, быстро бегать. А человек должен защищать природу от браконьерства и вредителей.

5 группа, 5-й сюжет

— Кто говорит о зле?

— Согласен ли человек с тем, что говорили звери?

— Что предлагает человек, чтобы зло исчезло совсем?

— Каждый герой прав, он рассуждает о зле, со своей точки зрения, в которой раскрывается его характер.

Ассоциации при произношении слова добро.

5. Работа над сюжетом сказки, чтение в лицах

— Так какую мудрость доносит до нас эта сказка? Чему учит?

— Над чем заставляет задуматься?

— Делать добро, стараться не обидеть.

— Во всех сказках отражена жизнь человека, его представление о добре и зле. Так ли это?

— Какие сказки вы прочли дома, выполняя домашнее задание? Победило ли в них добро?

— Обратите внимание на выставку книг. Концовка этих сказок тесно связана с их основной мыслью, в которой воплощена мечта о счастливой мирной жизни, где добро, обязательно побеждает зло.

Вывод: Действительно: доброта — это когда есть пища для всех, это забота обо всех, это спокойствие и мир, как на нашей с вами родине, где мы родились и выросли — на родной земле Казахстан.

Вы сегодня старались показать себя в выразительном чтении, в работе над содержанием сказки, а теперь во второй половине урока мы изготовим фигурку оленя — героя из сказки.

Подвижная физминутка

Вторая часть интегрированного урока

1. Вступительное слово

Сегодня на уроке трудового обучения мы будем работать с природным материалом. Изготовим фигурку оленя.

На уроке литературного чтения мы создали образ красивого, сильного, гордого оленя, а на уроке технологии мы воспроизведём этот образ.

— значит, мы должны сделать ему большие ветвистые сильные рога, быстрые ноги, чтобы он быстро бегал. Вот и попробуем создать этот образ.

  • Выделим отдельные части фигуры оленя: туловище, шея, голова, ножки, веточки — рога.
  • Посмотрим наличие у нас необходимого материала.
  • ухие веточки, шишки, пластилин, подставка, ткань.

Порядок работы: последовательность:

  1. прикрепим к туловищу ножки (веточки)
  2. присоединим рога к голове
  3. прикрепим голову к шее
  4. шею с головой посадим на туловище оленя.

Инструкционная карта, рисунки — схемы выполнения работы.

Выполнение работы

Руководители групп следят за выполнением техники безопасности, за порядком на рабочем столе. Музыка поможет вам в вашем мастерстве.

Проверка работ. Выставка

Руководители групп представляют свои работы и оценивают. Комментирование и выставление оценок. Учитывая работу учащихся над художественным произведением и мастерство по изготовлению фигурки оленя, учитель называет оценки по литературному чтению и трудовому обучению.

Итог урока. Этим уроком мы ещё раз убедились в мудрых словах сказки: «Давайте делать добро друг другу!»

Чтение стихотворения

  • Достаётся недёшево
    Счастье трудных дорог.
    Что ты сделал хорошего,
    Чем ты людям помог?
    Урок окончен. Спасибо.

Журнал «Современный урок» №  5

Категория: