9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Интеллектуальная игра в 9 классе «Знатоки Истории»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Божко Татьяна Ивановна учитель истории высшей категории средней школы № 1 села Фёдоровка Теректинского района Западно-Казахстанской области

Цели и задачи: в игровой форме вспомнить важнейшие исторические события, факты, деятелей мировой истории.

Развивающая цель: развивать интерес учащихся к истории, прошлому своего народа и других стран.

Воспитательная цель: воспитывать чувства уважения к историческому прошлому, чувства причастности к мировой культуре.

Проведение игры

Вступительное слово учителя-ведущего о целях и задачах данного мероприятия: вспомнить важнейшие и интереснейшие исторические факты и события истории Казахстана и мировой истории за курс 6–9 классов.

Формирование команд: называются капитаны «красного» и «синего» стола, далее команда набирается по принципу «цепочка».

I конкурс «Исторические термины»

(10 вопросов по 1 баллу)

1. Титул феодального правителя у тюркских и монгольских народов. (Хан)

2. Высший орган управления у степных народов, учредительное собрание из представителей правящей знати, биев и батыров, на котором решались важнейшие вопросы жизни государства. (Курултай)

3. Мусульманское культовое сооружение, мусульманский храм. (Мечеть)

4. Высокая башня при мечети, с которой муэдзин — служитель мечети созывает мусульман на молитву. (Минарет)

5. Почётное звание, которое присваивали особо отличившимся воинским искусством, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам в казахской степи. (Батыр)

6. Русское название тюркских (в основном кыпчакских) племён, населявших с XI века территории от Поволжья до побережья Чёрного моря. (Половцы)

7. Главная священная книга мусульман, сборник религиозных положений и правовых текстов. (Коран)

8. Главная религиозная книга христиан. (Библия)

9. Главная религиозная книга буддистов. (Трипитака)

10. Оружие для метания стрел, один из пяти основных атрибутов вооружения казахских воинов. (Лук, каз. «садан»)

II конкурс: «Вопросы с подсказкой»

(2 вопроса по 2 балла)

1. Общее название торгово- караванных путей, связывавших Китай через Среднюю Азию с Передней Азией и Византией, существовал со II века до н. э. до XVI века.

Подсказка: название связано с ценной тканью, изготовлявшейся в Китае. (Великий Шёлковый путь)

2. Крупные этнотерриториальные объединения (или союзы) племён, сложившиеся на основе определённого хозяйственно — культурного уклада жизни в эпоху формирования и сложения казахской народности и её этнической территории.

Подсказка: их было три — Младший, Средний и Старший. (Жузы)

III конкурс: «Науки, связанные с историей»

(4 вопроса по 2 балла)

1. Как называется наука, изучающая прошлое человечества по вещественным историческим памятникам? (Археология)

2. Как называется наука, определяющая по останкам человека возраст, расу, внешний вид человека? (Антропология)

3. Наука, изучающая монеты и денежные знаки. (Нумизматика)

4. Наука, изучающая гербы, ордена, медали, госсимволику. (Геральдика)

IV конкурс: «Архитектурные памятники»

(2 вопроса с подсказкой по 3 балла, за каждую подсказку снимается 1 балл)

1. Это сооружение единственное из сохранившихся «Семи чудес света» древнего мира.

Подсказка 1: находится в Египте.
Подсказка 2: являлось местом захоронения фараонов. (Пирамиды)

2. Это архитектурно-оборонительное сооружение, построенное в 3 в. до н. э., считается самым крупным архитектурным сооружением, которое можно различить даже с космической орбиты.

Подсказка 1: было построено для защиты страны от набегов кочевников- гуннов.
Подсказка 2: протяжённость этого сооружения 4 тыс.км. , ширина 10 метров. (Великая Китайская стена)

V конкурс: «Древние народы»

(2 вопроса с подсказкой по 3 балла)

1. Об этих древних племенах, заселявших территорию Казахстана писал древнегреческий историк Геродот, эти племена делились на три ветви: хаомаварга, тиграхауда и парадарайя. Они оставили многочисленные памятники-курганы, где учёные находят богатые захоронения, одно из них «Золотой человек», найденный в Иссыкском кургане около города Алматы.

Подсказка: эти племена возглавляли цари, среди которых были и женщины: Томирис, Зарина. (Саки)

2. Эти племена воинов кочевников, отличавшихся воинственностью, жестокостью и варварством. Они положили начало «Великому переселению народов». Они пришли из Центральной Азии в последних веках до нашей эры-первых веках нашей эры, их история связана с территорией Казахстана.

Подсказка: их правители носили титул — шаньюй, во главе с шаньюем Аттилой они разрушили Древний Рим. (Гунны)

VI конкурс: «Древние страны»

(2 вопроса с 1 подсказкой по 2 балла, 2 вопроса с 2 подсказками по 3 балла)

1. В этой древней стране были изобретены бумага и компас. Жители этой страны возделывали поля с чайными кустами, настой которого употребляли в качестве лекарства.

Подсказка: в этой стране было также изобретено производство шёлка. (Китай)

2. Это было первое рабовладельческое государство на северо-востоке Африки.

Подсказка 1: в этой стране протекает река Нил.
Подсказка 2: правили этой страной фараоны. (Египет)

3. В этой стране были изобретены цифры и шахматы. На полях выращивали сахарный тростник.

Подсказка 1: в этой стране протекают реки Инд и Ганг.
Подсказка 2: символом страны является слон. (Индия)

4. Древнейшая страна в которой зародилась демократия и многие естественные науки, искусство приобрело здесь небывалый расцвет, именно в этой стране появились первые театры, существовали гимнасии и академия.

Подсказка: эта страна — родина Олимпийских игр. (Греция)

VII конкурс: «Вопросы с вариантами»

(6 вопросов по 3 балла)

1. Что такое «асар»?
А) средневековый воин;
В) древний колодец в степи;
С) обычай — оказание помощи всем родом. ©

2. Что такое «тагар»?
А) название части средневекового города;
В) меч, выкованный из стали, один из пяти основных атрибутов вооружения казахского воина;
С) налог, взимавшийся с населения в средние века для обеспечения войск продовольствием. ©

3. Что такое «найза»?
А) копьё с острым железным наконечником, один из пяти основных атрибутов вооружения казахского воина;
В) средневековая серебряная монета;
С) земельный надел за службу у феодала. (А)

4. Что такое «тотем»?
А) название общности тюркских народов;
В) предмет — покровитель рода;
С) место торговли в средневековых городах. (В)

5. Что такое «шахристан»?
А) титул военачальника;
В) название средневековой книги-летописи о Чингисхане;
С) центральная часть средневекового города, окруженная стенами. (С)

6. Что такое «Яса»?
А) налог, взимаемый со скотоводов;
В) свод законов Монгольской империи, созданный Чингисханом;
С) золотая монета монголов. (В)

VIII конкурс: «Древние города»

(2 вопроса с 2 подсказками по 3 балла)

1. Это один из древнейших городов мира, являлся столицей древнейшей империи, которая получила название от этого города, достопримечательностью этого города является центральная площадь, где установлен памятник волчице, вскармливающей двух младенцев, один из которых и стал основателем этого города. Назовите этот город.

Подсказка 1: этот город находится в Италии
Подсказка 2: имена младенцев Рем и Ромул. (Рим)

2. Название этого города по аккадски звучит как Баб-Илу, что означает Ворота Бога, ибо этот город стоял на пересечении караванных путей шумеров и аккадцев. Среди других городов этот город выделялся своим благополучием и размерами. Назовите этот город.
3. Подсказка 1: в этом городе имелось 100 ворот, самыми огромными из них были ворота, посвящённые богине Иштар.
Подсказка 2: украшением города были Висячие сады, построенные правителем этого города для своей жены Семирамиды. (Вавилон)

IX конкурс: «Героическое прошлое»

(2 вопроса-рассказа по 3 балла)

1. Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. В 530 году до н. э. на земли саков напали персидские войска во главе с царём Киром. Во главе саков тогда стояла царица Томирис. Обманным путём Кир заманил в засаду сына Томирис неопытного юношу Спаргаписа и убил его. Томирис двинулась с большим войском навстречу Киру. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир, который подчинил себе страны от Ирана до Средиземного моря и считал себя почти равным богам и непобедимым, был убит.

Вопрос: Как Томирис поступила с убитым царём Киром?

Ответ: Царица приказала бросить отрезанную голову Кира в бурдюк, наполненный человеческой кровью и осудила его жестокость: «Насыться же теперь, — сказала она,-кровью, которую ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться».

2. В 519–518 гг. до н. э. поход против саков-тиграхауда предпринял персидский царь Дарий I. Во главе огромного войска Дарий вступил на землю саков. Существует легенда о подвиге сакского пастуха Ширака. Чтобы спасти свою землю, царицу и народ от персов и тем самым услужить Томирис, Ширак пришёл к ней и рассказал о своём плане.

Вопрос: В чём заключался план пастуха Ширака?

Ответ: Добровольно изувечив себя, чтобы Дарий ему поверил, он явился в его лагерь. Ширак был весь в ранах, уши и нос у него были отрезаны, сказал, что его изуродовали соплеменники, и он жаждет мести. Он взялся быть проводником персов и вывести их в тыл сакской кавалерии. Через семь дней утомительного пути Ширак завёл персов в безводную пустыню, и они оказались на краю гибели. Дарию удалось спасти только часть армии, Ширака персы казнили.

X конкурс: «Исторические личности»

(6 вопросов по 3 балла)

1. Основоположник и великий представитель медицинской науки, жил в Древней Греции в 5–4 вв. до н. э. Он написал около 60 различных трудов по медицине. Это был великий хирург своего времени. Он считал, что все изменения, которые происходят в организме человека, зависят от влияния природы и климата. В его трудах говорилось о необходимости использования в медицине достижения и знания народных целителей Азии и Египта. Он же написал содержание клятвы врачей. (Гиппократ)

2. Это великий завоеватель 14-нач.15 в. (1336—1405 гг.) из племени барлас. В 1370 году он захватил власть в Мавераннахре, правил в течении 35 лет. Он неоднократно совершал грабительские набеги на земли Жетысу, Моголистан, Золотую Орду. Захватил и разрушил столицу Золотой Орды Сарай-Берке, разбил армию Тохтамыша. Столицей своей империи он выбрал город Самарканд. Его могилу вскрыли и исследовали советские учёные 21 июня 1941 года, на следующий день началась Великая Отечественная война. (Тимур (Тамирлан)

3. Он вошёл в историю России как великий законодатель, жил в 11 веке. Составил первый письменный свод законов «Русскую правду», а также прославился тем, что стал выдающимся просветителем, которого уже при жизни называли Мудрым. Разбил и освободил Русь от половцев. (Ярослав Мудрый)

4. Он был знаменитым военачальником и государственным деятелем древнего мира, жил в 356–323 гг. до н. э. Его воспитателем был великий учёный Аристотель. Он создал великую империю, захватив Малую Азию, Египет, Персию и часть Индии, дошёл до реки Сырдарьи. Его называли «царём Азии», а также Искандером Зулкарнаем. Он построил на завоёванных территориях несколько городов, назвав их своим именем. (Александр Македонский)

5. Этот древнегреческий учёный внёс огромный вклад в развитие математических наук, считал, что начальной основой всего является число. До сих пор во всём мире пользуются его теоремой о равенстве квадрата гипотенузы прямоугольного треугольника сумме квадратов катета. (Пифагор)

6. Он родился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар), жил в 870–950 гг., был учёным-философом, музыкантом, математиком. Получил образование на кыпчакском языке, арабский язык изучал в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Логика, медицина, космология, анатомия, философия, математика, юриспруденция — вот круг его широких научных интересов. На Востоке его называли «вторым учителем» после Аристотеля. (Абу Насыр аль-Фараби)

XI конкурс: «Кто изображён на портрете»

(угаданный портрет — по 2 балла)

Портреты Абулхаира, Абая Кунанбаева, Шокана Уалиханова, Д. А. Кунаева, Н. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева, Ю. А. Гагарина, М.Ауэзова, М.Маметовой, Курмангазы, Сырыма Датова, Исатая Тайманова, Абылая.

Подведение итогов игры. Подсчёт набранных баллов. Объявление победителей.

Категория: