Интернет-ресурсы на уроке английского языка
Бапаева Д.А. Городская классическая гимназия, город Петропавловск |
За последние несколько лет особенно интенсивное внимание было обращено на применение компьютерных информационных технологий в преподавании и самостоятельном изучении иностранного языка. Связано это, прежде всего, с изменением структуры и содержания общего среднего образования, когда от учащегося требуется на выходе из школы некая система коммуникативных, информационных и некоторых других компетенций, которые помогут ему быстро ориентироваться в современном мире.
В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их как к Единому национальному тестированию и вступительным экзаменам в ВУЗы, так и, при желании, к сдаче зарубежных экзаменов на знание языка для иностранцев.
Области применения данных технологий учителем сводятся к следующим:
- обучающие программы на электронных носителях;
- программы для тестирования и тестирование
он-лайн ; - использование
Интернет-ресурсов на уроке; - возможности для самообразования учителя.
Что касается обучающих программ, то в данной статье речи о них идти не будет, поскольку каждая из них имеет определённые цели для работы с грамматикой, лексикой, чтением, фонетикой и требует от учителя и ученика элементарных навыков работы с компьютером. То же самое можно сказать и о программах для тестирования, записанных на CD. Отличный сайт в Интернете с подборкой ссылок по обучающим программам, словарям, тестированию
Мы же подробнее остановимся на возможностях работы с Интернетом на уроке английского языка, а именно: тестирование
Тестирование он-лайн
Если вас интересуют
Обучение аспектам языка с помощью Интернета
Обучение лексике предполагает: работу по введению новой лексики; активизацию лексического материала; лексические игры.
1. Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить учащихся с сайтом www.thinkmap.com, представляющим собой пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая позволяет наглядно продемонстрировать взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи или контрасты в их использовании. Выбрав мышкой нужное слово, вы откроете всё многообразие его значений и их оттенков и проследите нить его сочетаемости с другими словами и даже словосочетаниями. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене.
2. Интернет не менее хорош и для закрепления лексики по изучаемой теме. Задача учителя — подобрать добротный и информативный сайт, связанный с нужной темой: например, тема вашего урока — «Путешествие. В гостинице». Находим сайт www.adnams.co.uk/hotels, фактически дающий информацию для туристов, но интересный нам своим лексическим богатством и иллюстрациями описываемых гостиниц. По ходу урока вы можете дать учащимся задание: найти для себя отель и рассказать о нём одноклассникам, можно также предложить зарезервировать номер в отеле и рассказать о его преимуществах, научиться отправлять письменный запрос по электронной почте, организовать ролевую игру, где необходимо прорекламировать свой отель (условия проживания, меню, развлечения
3. Поисковые системы снова помогу вам найти
Обучение чтению с помощью Интернет может быть весьма разнообразным
Он-лайн версии зарубежных газет- Детективные рассказы.
1. Неоспоримое достоинство версий газет, представленных на сайтах Интернет, в сравнении с их печатными версиями — это их актуальность и неустаревание по мере того, как они попадают в поле зрения читателей. Естественно, и для учащихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными версиями изданий. Можно предложить учащимся выбрать из любой англоязычной газеты три заголовка, которые привлекут их внимание, переписать их в форме трёх грамматически полных предложений, предположить содержание статьи до её прочтения, а затем прочитать и сравнить результат — это позволяет развивать аналитические навыки школьников, особенно важные при чтении текстов с высокой информативной и лексической нагрузкой, развивать языковую догадку, темп чтения
www.iht.com(The International Herald Tribune), www.chicagotribune.com, www.people.aol.com (The People Magazine).
2. Однако было бы неверно воспринимать Интернет лишь как средоточие новостей о текущих событиях. Во «всемирной паутине» можно найти все виды и жанры текстов, многие из которых позволяют читателю, так или иначе, поучаствовать в работе над текстом. Наиболее продуктивный для творчества и увлекательный жанр — детектив. С точки зрения языка он хорош тем, что требует повышенного внимания к видовременным формам глагола, к использованию экспрессивной лексики и чётким определениям и описаниям места действия, персонажей, фона событий. Ничто не заменит живого общения с книгой — это бесспорно — но в нашем случае позволяет найти выход, если нет под рукой библиотеки, богатой литературой на английском языке. Рассказы можно вывести на печать в необходимом количестве, а при желании дети могут читать рассказы прямо в Сети и затем поучаствовать в форуме или даже выиграть небольшой приз с логотипом сайта www.thecase.com/solveit/.
Обучение устной речи кажется наиболее органичной и неотъемлемой частью работы с Интернетом. Главное — поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия. Например, интерактивный музей
Одной из тем школьной программы всегда было и будет искусство. Хорошо, если у учителя есть возможность не на пустом месте рассказывать о живописи и скульптуре, а посетить вместе с учащимися музей, галерею, выставку, но не везде есть такая возможность — здесь снова на помощь приходит Интернет. Легко можно организовать работу в парах или группах, отправив учеников на сайт, посвящённый
Замечательный сайт для подростков www.teenadvice.org — кладезь тем для обсуждения, поскольку посвящён проблемам молодёжи, пополняется за счёт писем и вопросов самих подростков со всего мира и способен ненавязчиво вывести класс на дискуссию о том, что волнует, радует, беспокоит самих ваших учеников без лишнего менторского тона и навязчивости взрослых.
Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернетом, прежде всего
Обучение аудированию. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернета, поражает даже самое богатое воображение — на языке оригинала вы можете прослушать и концерт интересующего вас исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино (www.hollywood.com, www.youtube.com, www.oscar.com). Чаще всего перечисленные источники представлены в виде файлов, требующих загрузки на жесткий диск вашего компьютера. Думается, если вы одновременно не являетесь программистом или учителем информатики, лучше обратиться к этим специалистам за помощью в организации урока с помощью Интернетf. Конечно, для поурочного аудирования аудиокурсы к учебным пособиям на кассетах или CD незаменимы, но как, например, лучше продемонстрировать работу BBC и британский английский, если не подключиться к «живой» трансляции о текущих событиях? Тогда загляните на www.bbc.co.uk или, например, на www.cnn.com. Вышеперечисленные возможности для работы на уроке иностранного (в частности, английского) языка не могут быть ограничены рамками данной статьи, однако, ей сделана попытка указать направления для работы современного учителя — того, кто не желает отставать от своих же учеников и сам постоянно готов учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Ведь все мы знаем, что в наше время недостаточно отлично владеть языком и знать свой предмет без интеграции с другими дисциплинами, особенно с компьютерной грамотой.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
- а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности (httpss:// www.washingtonpost.com/, httpss:// cnn.com/world, httpss:// www.abcnews.go.com/index.html, httpss:// www.bbc.co.uk/worldservice, httpss:// www.washtimes.com/);
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем (httpss://www.
в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
д) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
е) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.
Литература
- Дмитриева
Е. И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет. // ИЯШ. — 1998. — № 1. - Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А.
и т. д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. — 1998. — № 5–7. - Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2000 г.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ № 1 2000 г.
- Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ. — 1997. — № 6.
- Полякова Т.Ю. «Английский язык для диалога с компьютером» — М.: Высшая школа, 1997.
Журнал «Мастер класса» № 3 2011
- 19695 просмотров