Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Бейсембина Асель Бауржановна преподаватель истории и обществознания, вторая квалификационная категория. КГКП «Петропавловский строительно-экономический колледж г. Петропавловска». СКО, г. Петропавловск |
В XXI в. информационные технологии всё большее и большее влияние оказывают на окружающую нас действительность, а значит человека и общество. Поэтому студент должен соответствовать сегодняшним велениям времени: владеть информационными технологиями, быстро реагировать на изменяющееся положение человека в обществе, реализовывать творческие способности. В связи с этим применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания всегда останется актуальной темой в педагогическом процессе.
ИКТ применяются нами на всех этапах урока:
• на этапе актуализаций знаний (фронтальный опрос по слайдам-вопросам, тестирование);
• при изучении нового материала (иллюстративная презентация, работа с интернет-ресурсами, электронными учебниками);
• для закрепления материала (игра «Построй-ка дом!», «Угадай картинку»);
• на повторительно-обобщающих уроках (интерактивные игры, тестирование);
• для проведения внеклассной работы по предмету.
Самыми популярными програмами, которые применяются на уроках истории и обществознания — это Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel.
При создании наглядности на уроке большими возможностями обладает программа Microsoft Power Point. Презентация, созданная в данной программе, позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности на уроке и устремить внимание педагога на ход урока. В программе Power Point можно создавать презентации к урокам или использовать уже готовые. Кроме того, сами студенты в качестве домашнего задания создают презентации по заданным темам.
Различные тексты и раздаточный материал можно подготовить с помощью текстового редактора Word. Также студенты сами могут создать рефераты, доклады, сообщения и пр., а с помощью программы Microsoft Excel — красочные кроссворды и диаграммы.
Также при подготовке к урокам нами используются возможности программы AutoPlay Media Studio. Это программа для визуального создания оболочек автозапуска дисков, т. е. небольшая программа с набором функций для просмотра и работы с содержимым диска. Также программу AutoPlay Media Studio можно использовать при создании электронных учебников, слайд-шоу, виртуальных фото и видеоальбомов.
В работе преподавателя очень важен этап проверки знаний студентов. Педагог, использующий тестовый метод, может воспользоваться специальными программами тестировщиками для создания тестов.
С помощью системы Multi Tester System можно проводить тестирование студентов с возможностью наблюдать за ходом работы студентов в режиме реального времени. Также данный тестировщик автоматически выставляет оценки после завершения выполнения теста студентом.
В состав системы входят:
• MultiTester Professor (Программа преподавателя)
• MultiTester QuEditor (Редактор вопросов)
• MultiTester Student (Программа учащегося)
Hot Potatoes — это более сложная программа, в которой можно создавать задания различных видов: кроссворд, поиск соответствия, восстановление последовательности, заполнение пропусков, выбор ответа.
Большим значением обладает возможность использования Интернета при подготовке к урокам. В Интернете много сайтов, на которых размещена информация по отдельным историческим периодам и разделам истории и обществознания. В интернете можно найти учебные тексты, анимированные карты, видео и музыку, фотографии, схемы и др., которые могут быть использованы на уроке.
Важными методическими сайтами в преподавании истории и обществознания являются сайт издательства «1 сентября» httpss://www.1september.ru/ru/ и сайт «Я иду на урок истории» httpss://his.1september.ru/urok/, портал «История Казахстана» httpss://e-history.kz/ru, а также сайт «Единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов» httpss://school-collection.edu.ru/. На этих сайтах можно найти множество сценариев внеклассных мероприятий, разработок уроков, олимпиад, заданий, тестов и контрольных работ, цифровых образовательных ресурсов и др.
Углубить содержание учебного материала, сформировать умения и навыки обучающихся можно достичь путем применения ИКТ, а также нетрадиционных методик обучения.
Таким образом, чтобы соответствовать требованиям информационного общества, предоставлять качественное образование, преподаватель просто обязан применять в педагогическом процессе современные средства обучения. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, использующим на уроках информационные технологии.
Список используемой литературы
1. Женина Л. В., Маткин А. А. Подготовка учителей истории к использованию ИТК в профессиональной деятельности. — «ИТК в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
2. Информационные технологии в образовании — шаг в будущее. — «Учитель». 2002. — № 4
Интернет-ресурсы
1. www.metod-kopilka.ru/obobschenie_pedagogicheskogo_...rovoy_l. k.-11378.htm
2. festival.1september.ru/articles/526186/
3. infourok. ru/analiticheskiy-otchet-ispolzovanie-ikt... tentnost-522527.html
4. nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/03/10/isp... shchestvoznaniya-mou
- 13320 просмотров