Использование современных технологий на уроках физики для повышения функциональной грамотности учащихся
Плеслова Анна Анатольевна, учитель физики, высшая квалификационная категория, КГУ «Школа-гимназия № 38» акимата г. Усть-Каменогорска, ВКО |
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является естественнонаучная грамотность.
Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности. Понимание, умение объяснять или описывать естественнонаучные явления, сделать вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности. Она оценивается в тестах ВОУД, ЕНТ, в заданиях PISA, TIMSS и других международных исследованиях.
В этих тестовых заданиях можно выделить три больших группы соответствующие трем основным компетенциям естественнонаучной грамотности. В первой группе устанавливаются факты, определяются величины, предлагается план исследований. В другой — необходимо объяснять, описывать явления, в третьей — получить вывод на основе имеющихся фактов.
К сожалению, именно с формированием естественнонаучной грамотности большинство учащихся справляется не очень хорошо, трудности вызывают задания:
• практического содержания,
• данные в которых представлены в нестандартной форме,
• требующие проведения анализа, интерпретацию данных.
Трудность связана с применением нескольких элементов знаний, умений и навыков как физического, так и математического характера. Однако в тестах по физике это математическое умение необходимо будет применить в более сложной ситуации: появляются реальные объекты, размерные величины, более сложные вычисления. Например, в задачах на применение закона всемирного тяготения необходимо вначале выразить все физические величины в единицах СИ, в стандартном виде, затем перемножить несколько чисел и разделить на квадрат третьего числа, полученный результат округлить с определенной точностью, представить ответ в стандартном виде.
Проблема формирования естественнонаучной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке и компетенциям учителя. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся. Поэтому главной в профессиональном становлении учителя является задача повышения его технологической компетентности, охватывающей теоретическую подготовку и практический опыт применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и трансформации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки — неотъемлемая часть обучения.
Прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, поэтому на протяжении всех уроков необходимо:
• Создание коллаборативной среды, что позволяет личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
• Формирование саморегулирования, что обеспечивает самонаправленность, самостоятельное определение проблемы и цели, самостоятельный выбор стратегий для достижения целей.
• Развитие критического мышления, что способствует осмыслению, оценки, анализу и синтезу информации, которые послужат основанием к действию.
• Оценивание обучения, развития собственного понимания и определения обучения, для дальнейшего совершенствования.
Составление среднесрочного плана помогает отследить внедрение всех семи модулей Программы, использование и не повторение разнообразных приемов обучения и способов оценивания, для динамического роста и развития школьников.
Развитие человека происходит в тесной взаимосвязи когнитивного, социального и эмоционального мышления. Одной из составляющих такого развития является диалоговое обучение. Очень важно учить детей общаться, задавать вопросы, при этом ученики учатся развивать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, анализировать, становятся более уверенными и свободными в общении. Диалог должен занимать центральное место на уроке. При диалоговом обучении слабо мотивированный ученик может обратиться за помощью, не только к учителю, но и самое главное к своим товарищам, членам своей группы, происходит взаимообучение.
Диалоговое обучение взаимосвязано с обучением критическому мышлению. Использование технологии критического мышления очень эффективно на уроках физики. Оно развивает умение работать с информацией, логически мыслить, решать проблемы, аргументировать свое мнение, самообучаться, сотрудничать и работать в группе. Ученикам очень нравится составлять кластер по разным темам, задание на возращение к «известной информации», прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки», синквейна, прием «Лист решения проблем» для отработки навыка решения задач. Учитель и ученик меняются ролями, главная роль принадлежит ученику, а учитель — консультант, помощник.
В планировании последующих действий учителя по составлению плана работы по повышению качества усвоения учащимися учебного материала большое значение имеет оценивание, самопроверка и взаимопроверка дают большие возможности, учащиеся начинают ощущать себя активными участниками процесса своего обучения, учатся защищать свою работу. Их надо учить анализировать свою работу, решать, что нужно сделать для улучшения усвоения материала, как преодолеть проблемы, контролировать процесс продвижения к цели, самооценка в большой степени связана с саморегулированием.
Большинство учеников заинтересовано в получении качественного образования, а использование традиционных форм поиска знаний сейчас уже недостаточно для достижения высоких результатов обучения. Использование ИКТ позволяет удовлетворить потребности современных детей. На уроках необходимо активно использовать данную технологию: парная и групповая работа с компьютерной презентацией, самостоятельное составление кластера, опорной схемы по теме, составление вопросов к видеофрагменту, использование интерактивной доски. Ребятам очень нравятся такие уроки, применение компьютера позволяет моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляет возможность самостоятельного исследовательского поиска.
Одной из сложных задач в преподавании является работа с талантливыми и одаренными учащимися, она требует тщательной подготовки и продумывания плана работы. Включение дифференцированных заданий, заданий на опережение, индивидуальных работ, использование их как консультантов, применение групповых форм работы помогает учесть потребности таких детей. При решении задачи в группе, одаренный ученик не только решает сам, но и обучает других, показывает приемы всестороннего исследования.
Но в своей работе надо учитывать и возрастные особенности детей, возраст оказывает влияние на восприимчивость ребенка, на его интересы. Организация работы в группе очень помогает в этом. Она учитывает стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества на уроке дает возможность удовлетворить эту потребность. Большое значение имеют для подростка личные успехи в обучении, использование баллов вместо оценки помогает учесть чувство детей, ведь чувство успеха окрыляют, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. Так как учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления, приемы критического мышления помогают активизировать учащихся и настроить их на изучение новой темы. Каждый возраст имеет свои ценности, свой круг общения, свои интересы и задача учителя выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный интерес у детей. Нужно учить детей отходить от автоматического неосознанного приобретения знаний к постепенному активному осознанию контроля над этим знанием.
В результате: происходит отход от трансляции готовых знаний; механического запоминания, поверхностного обучения; использование методов воспроизводства, натаскивания. Учебные занятия строятся так, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание, то есть активно участвовать в процессе учения, что повышает их функциональную грамотность. Процесс обучения направлен на становление учащихся независимыми, самомотивированными, уверенными, ответственными с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Таким образом, задача формирования функциональной грамотности учащихся при обучении физики, должна быть осуществлена в аспекте содержания учебной деятельности и компетентности учителя.
Литература.
1. Ермоленко В. А., Перченок Р. Л., Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. — М.: ИТОП РАО, 1999. — 228 с.
2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. www. cpm. kz
3. Стефанова Г. П. Теоретические основы и методика реализации принципа практической направленности подготовки учащихся при обучении физике. — М., 2002. — 32 с.
- 19533 просмотра