Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Кузьмина Любовь Владимировна, учитель физической культуры, высшая категория, руководитель методического объединения «Эстетики и спорта» КГУ «Гимназии №2» акимата города Рудного, Костанайской области, Республика Казахстан |
Система работы учителя физической культуры
В КГУ «Гимназии № 2» я работаю чуть больше 25 лет. Над данной проблемой работаю последние 3 года. Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» является темой моего самообразования и сложилась постепенно.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:
— использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
— использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования, и вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Перед каждым учителем физической культуры возникают проблемы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет «Физическая культура» оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы — как эффективно организовать учебный процесс без нанесения ущерба здоровью школьников. Оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью.
Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
Предупреждение непонимания основных положений здорового образа жизни.
Реализация этих задач осуществляется как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности.
Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья, элементы скиппинга. На уроках здоровья дети делятся на группы. В группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения, (например, ходьба по лестнице для стоп, шишкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия). Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно -сосудистую и дыхательные системы организма.
Регулярно применяю специальные комплексы, формирующие стройность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию.
Уроки с элементами скиппинга детьми особо любимы. Упражнения со скакалками развивают координацию, согласованность движений, прыгучесть учащихся, умения работы в парах, тройках и команде. Упражнения делятся по сложности: на простейшие, сложные, суперсложные. Критерии оценивания разработаны по сложности выполнения упражнений.
Для создания здоровьесберегающего пространства комбинирую игровой, соревновательный, круговой методы, учитывая возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно, а также широко использую ИКТ. В своей практике применяю методы разбора упражнений, помогаю выполнять сложные, мотивирую ребят на успех, но при этом учитываю уровень физической подготовленности. Из опыта работы знаю, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений для разных учебных групп. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям и желание работать над собой самостоятельно.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
1. Повысить успеваемость по предмету.
Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Повысить динамику состояния здоровья учащихся.
Работать над собой самостоятельно.
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.
Список используемой литературы
1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. — Москва «ВАКО», 2004.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004 3. Коджаспиров Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. ООО «Дрофа», 2003.
4. Мишин Б. И. Настольная книга учителя физической культуры. — АСТ Арстель Москва 2003.
5. Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина по «Физической культуре» учащихся 1-11 классов, Астана2013.
6. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», — Москва, 2002.
- 8435 просмотров