История родного края (музей)
Оспанов Турлыбек Темиргалиевич, учитель истории, права, стаж 30 лет, высшая категория, Кишкенекольская средняя школа № 2 с пришкольным интернатом, Уалихановский район, |
Тема проекта: Родной земли достойная история: краеведческий музей — связующая нить между прошлым и настоящим.
(Пристальнейшее внимание на уроках истории и человека и общества уделяю краеведческой работе, так как чувства хозяина, чувства патриотизма зарождается при такой направленности в работе.)
Идея проекта: Отразить историю родного края
Цель: формирование казахстанского патриотизма на примере конкретных исторических личностей и событий, воспитание любви к родному краю.
Шагнув вперед, поклонись прошлому — так не уставали повторять наши предки. Мудрее невозможно сказать. Именно историческое прошлое является зачастую великим наставником для воспитания подрастающего поколения.
Ведь накопленные знания, бесценный опыт, особенно важны в нынешних условиях, когда наряду с инициативой молодых, требуется жизненная мудрость старших, у кого мы и должны учиться патриотизму, душевной мудрости и оптимизму.
Именно школа — самая близкая сердцу, самая прочная ниточка, связывающая нас с малой родиной. Чтобы связующая эта нить никогда не прерывалась, мне пришла потрясающая идея:
Открытие краеведческого музея, в котором наглядно продемонстрирован был бы славный путь, проделанный и районом, и его людьми.
Первоначально обратился к землякам — уалихановцам в печатном издании с просьбой о помощи в сборе дополнительных материалов о знатных людях нашего района. Наша земля имеет достойную историю, которой можно гордиться неустанно. На наших степных просторах родился, жил и творил знаменитый акын Шоже Каржаубайулы. Высокую оценку его творчеству давал в свое время Шокан Валиханов.
Также, по данным Казахской энциклопедии в нашем районе родился Султанмахмут Торайгыров.
Целый цикл мероприятий и заседаний явился прологом создания истоков музея. Оспанова Г.А. совершила поездку в г. Петропавловск, дабы ознакомиться с системой работы областного краеведческого музея. История — документированная и систематизированная жизнь целых поколений человечества. Нельзя, однако, сводить ее лишь к перечислению событий и великих дат. Подобно тому, как века складываются из отдельных лет и дней, так и история народа из жизни каждого отдельного человека отталкиваясь от этой ценной мысли, решили особый акцент делать на человеческом факторе, на именах тех, кто оставил неизгладимый след в жизни своего народа, своей страны и своего края. Это выдающиеся личности, чьи имена не затерялись в бурном времени, известные люди Уалихановского района неоднократно прославляли нашу страну в разных сферах деятельности. Из них особо отмечены великий певец Ермек Серкебаев, писатель, знаток национальной литературы Сакен Жунусов, борец, прославивший Казахстан за пределы Республики Казахстан Ахмет Казымбетов, доктор медицинских и биологических наук, профессор, академик Научной Академии экологии Российской Федерации Жумажан Бейсенбаев, доктор медицинских наук, профессор, главный врач медицинского центра Президента Республики Казахстан Серик Токпанов, бывший первый секретарь Кызылтуского райкома партии Щерба П.Д., доктор исторических наук Саттар Мажитов, доктора педагогических наук, профессоры Мухамедкарим Курманов, Турсынбек Маликов, доктор филологических наук, профессор Серик Негимов, доктор технических наук, профессор Сеилхан Боранбаев, звезда оперы мирового масштаба Каиржан Жолдыбаев, Герои Социалистического труда Есильбай Кадралин, Кабидат Оразалин, Амбицкий А., Окунев В., Яворский А. Эти имена заняли достойное место в нашем музее.
Работа над оснащением музея осуществлялась планомерно, последовательно. Все преходяще в этой жизни, но остается память. Чувство сопричастности с историей — самое светлое, что дано человеку однажды и на всю жизнь и это чувство, чтобы не расплескать и не растерять, нужно многое из ценностей вчерашнего дня прихватить в новый век — такова была основополагающая идея в становлении музея, а именно:
История края ХVIII, XIX веков (срез юрты, национальная одежда, быт, утварь, все собиралось тщательно по крупицам, со всех уголков района, области).
Ветеран Просвещения Калиев С.К., помог в сборе ценнейших сведений о наших именитых земляках Сыздыкове М.С., Маликове С., жизни и судьбе репрессированных кзылтусцев.
1. Герои Великой Отечественной войны.
4. Герои социалистического труда (целина).
Всего по району их 12 человек: Кадралин Е., Оразалин К., Стецюк А., Яворский Г., Окунев П., Мусин К. и др.
2. Казахстан в годы независимости, СКО в годы независимости, Уалихановский район в годы независимости.
Личности. (Выпускники разных лет КСШ № 2).
Золотые выпуски школы, 80 лет района, школы и открытие музея — вот три примечательных события, которые трепетно отозвались в сердцах Уалихановцев.
80 лет — это живая история нескольких поколений, множество различных судеб. Стены музея бережно хранят истории удивительных людей, о которых можно писать тома.
Если есть
И раздолье их взору приятно
Тем твое притяженье сильней
И спешу возвратиться обратно.
Хочется привести проникновенные слова доктора педагогических наук, профессора, нашего земляка Турсынбека Маликова: меня настораживают люди, которые безразличны к своему краю. По большому счету меня настораживает время, так называемой глобализации, по которой вообще чувство патриотизма считают, чуть ли не архаизмом.
Наша земля может рождать и хлеб, и добрые помыслы, и славные деяния.
У мудрых философов есть одна фраза: Время разбрасывать камни и время их собирать…
Так вот, музей и занимается сбором камней, совершенствуя изо дня в день исследовательскую, поисковую работу.
Музей живет своей жизнью, ведутся обзорные экскурсии, читаются лекции, проводятся встречи со знаменитыми земляками. (фото)
Итак, первый принцип в моей системе обучения детей — самостоятельность, активность, поиск, аргументированность при усвоении исторического материала.
В своей работе я всегда придерживаюсь такого принципа: Не навязывать свою точку зрения детям, но в то же время исподволь проводить свою позицию, собственный взгляд на исторические события, используя широко убеждение, альтернативность, противоречивость и сложность перипетий ее величества истории.
Говоря об эффективности и результативности уроков истории и обществоведения считаю, что урок,
- 12431 просмотр