9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Как научить дошкольника учиться

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Портал «Домашний»

«Занятия как таковые не должны являться самоцелью, их задача — развивать и воспитывать ребенка, учить его оперировать понятиями, отстаивать свое мнение, находить решение и делать ошибки «Олеся Гаранина, педагог-психолог

 

Как научить дошкольника учиться

 

Зачем заставлять учиться маленького ребенка, если ему по статусу положено играть и ни о чем серьезном не думать?! Но так ли это?

Овладеть социально-бытовыми навыками ребенок может и в повседневной жизни. Зачем же давать ему специальные академические знания до школы? Многие родители полагают, что дошкольный возраст — это время исключительно для игр и веселья, а лучшие занятия — велосипед и прогулки на свежем воздухе. Но именно в дошкольном возрасте закладываются основные черты будущего характера. Конечно, ребенок сможет измениться и не будет таким же, каким был в детстве. Но основы формируются именно в это время.

Наивно полагать, что до 6–7 лет ребенку можно все спускать с рук, ожидая, что вот потом он вырастет и все поймет. С какой стати он должен понять то, чему его не учили? Если вы никогда не заботились о том, чтобы ребенок делал посильную домашнюю работу, следил за своими вещами, стремился доводить начатое до конца, умел справляться с трудностями, будет странно ожидать, что после поступления в школу он вдруг всему этому научится за пару дней. Умение учиться формируется так же, как умение читать, считать и соблюдать правила поведения.

Но в гонке за знаниями родителей подстерегает опасность — кто-то начинает безоглядно следовать моде, не разбираясь в особенностях дошкольного образования и болезненного сравнения своего ребенка с окружающими — у соседки уже рисует, а мой только каракули изобразить может. Самое печальное для ребенка в такой ситуации то, что родители за деревьями не видят леса. Стремясь научить как можно большему, они зачастую не замечают и не ценят то, что уже умеет и знает их ребенок. Создают гонку за знаниями по бесконечному кругу, совершенно забывая, что сами по себе знания без умения пользоваться ими никакой пользы не несут. Например, умение читать важно, если ребенок слышит звуки и осознает звуковой состав слова, а само чтение не является побуквенным. Умение считать важно, если оно не механическое, а опирается на понимание математических отношений.

Самая большая сложность заключается в том, что дошкольнику непонятно, зачем в принципе нужно учиться. Для него знания пока еще не несут какой-то важной смысловой нагрузки. И напрасно родители пугают вероятностью работать дворником, если ребенок не будет учиться. Малышу такая перспектива непонятна, его будущее еще далеко от настоящего, и кроме недоумения такое сравнение ничего не вызывает, однако обесценивает труд дворника и способствует развитию снобизма.

Конечно, гораздо проще усадить ребенка за дело, если пообещать игрушку за прочитанную страничку. Но тогда занятие воспринимается как досадная помеха на пути к удовольствию, и дошкольник будет стремиться как можно скорее завершить дело, не заботясь о результате и совершенно не понимая, почему же маму не устраивает проделанная работа.

Получение знаний должно быть интересным процессом: можно прочитать о космических кораблях и звездах, узнать, как устроен муравейник, что снег — это вода, молния — разряд электричества, с помощью взрослого сделать мыльные пузыри или провести свой первый химический опыт.

Умение учиться предполагает достаточный уровень волевого развития ребенка, который включает в себя определенные навыки — способность воспринимать инструкцию и действовать согласно ей; переключаться с интересного дела на нужное; делать то, что не получается; выделять время для занятий; поддерживать свое рабочее место и учебные принадлежности в порядке. Эти, казалось бы, мелочи, формируют ответственность, надежность, серьезность отношения к делу, умение учиться самостоятельно. А такими качествами может похвастаться даже далеко не каждый взрослый.

Советы родителям

  • В погоне за результатом не обесценивайте то, чем уже владеет ваш ребенок. Учите его ради него самого, а не для реализации своих собственных амбиций.
  • Все знать невозможно, ориентируйтесь на интересы вашего малыша.
  • Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными, но не с успехами других детей.
  • Не «покупайте» занятия в обмен на игрушку, сладости или телевизор.
  • Не используйте занятия как наказание за проступки или плохое поведение.
  • Установите для ребенка расписание занятий и придерживайтесь его. Например, по 10–20 минут в день или по выходным. Время занятий можно засекать по песочным часам или будильнику.
  • Не избегайте выполнения тех заданий, которые сложны для ребенка. Именно они и развивают. Просто давайте их дозировано и будьте рядом, чтобы помочь.
  • Исключите наказания за ошибки.

Верьте в своего ребенка, и у него все получится!

Автор Олеся Гаранина

Категория: