Концептуальные подходы к организации здоровьесберегающего пространства на уроках географии
Тимошина Алена Григорьевна Зам.директора по воспитательной работе, учитель географии Пригородной средней школы г. Актобе |
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже
Здоровьесберегающее пространство определено как многоуровневая образовательная система и социально организуемая воспитательная среда, в которой приоритетами выступает здоровый образ жизни, культура здоровья, прогнозирование здоровьесберегающей деятельности. Содержательными компонентами пространства являются образовательный, социальный,
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют на организацию здоровьесберегающего пространства, внедрение здоровьесберегающих технологий в
Обязательным требованием должно быть то условие, что определение приоритета здоровья в образовательном учреждении является той общей идеей, которая объединяет и сплачивает работу всех участников образовательного процесса и, прежде всего — педагогов.
Проблема сохранения здоровья учащихся актуализируется в условиях влияния неблагоприятных социальных и экономических факторов, социокультурных изменений, вызванных глобальными и региональными обстоятельствами.
Здоровьесберегающее пространство включает в себя:
1.
2. Рациональный режим питания.
3. Физическую подготовленность учащихся.
4. Рациональное использование учебных нагрузок.
Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды общеобразовательного учреждения:
- Разработка оздоровительной программы
- Разработка функциональных обязанностей участников образовательного процесса
- Контроль за выполнением программы
- Оптимизация учебного процесса
- Оптимизация учебных нагрузок
- Кадровое обеспечение
- Санитарно-гигиеническое обеспечение
- Диагностика ежедневного питания
- Диагностика уровня здоровья
- Диагностика физической подготовленности
- Прогноз заболеваемости
- Разработка индивидуальных оздоровительных программ.
- Создание условий для заинтересованного обучения учащихся
- Университет здоровья для родителей
- Введение предмета валеологии и валеологических семинаров
- Разработка памяток для педагогов
- Индивидуальное и групповое консультирование
- Подготовка и участие в мероприятиях по вопросам здоровья
- Cоциально-психологическое сопровождение
- Интеграция вопросов валеологии в преподавании базисных дисциплин
- Организация научно-исследовательской работы учащихся
- Беседы о ЗОЖ
- Викторины, КВН, диспуты
- Разработка памяток для учащихся
- Индивидуальное консультирование.
Остановимся на некоторых блоках.
Положительные стороны
|
Отрицательные стороны
|
Памятка педагогу по проведению урока географии с позиции здоровьесбережения:
- Учитывать обстановку, гигиенические условия, температуру, свежесть воздуха, рациональное освещение класса и качество доски, наличие неприятных звуков
- Учитывать число видов учебной деятельности: работа у карты, с контурной картой, чтение, рассказ и др. Частые смены требуют адаптации
- Ориентировочная норма чередования видов учебной деятельности 7–10 минут
- Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа
- Наличие и выбор методов на уроке способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения
- Длительность применения ТСО
- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты
- Наличие вопросов на уроке связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
- Психологический климат на уроке
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов с комментариями
Таким образом, построение здоровьесберегающего пространства общеобразовательного учреждения представляет собой сложный и длительный процесс, реализация которого требует учета всего многообразия факторов, определяющих самообразовательное пространство. Поэтому положительный конечный результат, может быть, достигнут только через систему.
- 8235 просмотров