Конспект организационной учебной деятельности по ФЭМП «Число и цифра 0. Число и цифра 10»
Жахина Бибигуль Зайнуловна, воспитатель, вторая квалификационная категория, ГККП ясли-сад «Ак бота» СКО Мамлютский район, город Мамлютка |
Возрастная группа: старшая группа
Образовательная область: «Познание».
Раздел: ФЭМП
Цель:
- Познакомить детей с числом 10 и цифрой 0;
- Показать образование числа 10;
- Учить порядковому счёту в пределах 10;
- Отсчитывать предметы и соотносить их с числом;
- Уточнять знания о последовательности чисел в числовом ряду, о соседях числа;
- Вызвать интерес к получаемым знаниям.
Демонстрационный материал:
1.Цифры от 0 до 10 в наборном полотне;
2.10 пирожков для наборного полотна;
3.Схема к стихотворению В. Орлова «Я считаю»
4.(рисунок) с изображением девочки.
Раздаточный материал:
1.Листы бумаги;
2.Счётные палочки;
3.Карандаши.
Ход занятия
1.Организационные момент
Мы маленькие огоньки.
Мы любим маму и папу.
Любим прыгать и играть.
А ещё мы любим наш детский сад,
Потому, что он даёт нам знания.
Вот и сегодня на математике
Мы узнаем много нового и интересного.
2.Пальчиковая гимнастика
Предлагаю вспомнить сколько пальчиков на руке, посчитать и загнуть каждый пальчик (счёт на русском, затем на казахском языке). Затем соединить указательный и большой пальцы кружочком и почувствовать ветерок другой рукой.
— Почему вы почувствовали ветерок? (Дети отвечают)
— Потому что кружок пустой
— Нарисуйте кружок на листе бумаги.
«Рисовали просто круг
Получилась цифра вдруг.
Эту цифру назовём
Круглым толстеньким нулём»
Показываю цифру ноль.
— Вот эта цифра ноль, она такая кругленькая, как баранка или колесо, а ещё похожа на букву О.
«Круглый ноль такой хорошенький, но не знает ничегошеньки».
Угадайте загадку.
«На столе лежали груши,
Кто-то эти груши скушал.
Отвечай скорей изволь.
Сколько груш осталось?» (Ноль)
Ноль — это ничего, пусто.
Эта цифра самая маленькая, потому что ничего не значит. И место её в числовом ряду перед 1.
1.Ставлю цифру 0 перед 1 в наборное полотно.
— Цифра 0 обозначает число 0,запомните место этого числа в числовом ряду.
— Какую новую цифру мы сейчас узнали? (Дети отвечают)
— Правильно цифру 0.
— Перед какой цифрой в числовом ряду стоит цифра 0?
Дети: перед единицей
— Молодцы.
2.Впереди нас ждёт сказка... Сядьте удобно, где ваши глазки, готовы ли они смотреть, где ваши ушки, они готовы слушать.
— Я вам расскажу сказку про цифру.
— Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить:
— Ты, хоть, тоже цифра, но ровнёхонько ничего не значишь! Вот мальчик возьмёт цифру два и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.
— Правда, правда ничего — сказала единица.
— Ничевочка, ничевочка — затороторили цифры.
— Глупые вы, ничего не понимаете — сказал ноль.
— Вот ты единица значишь только один предмет, а я встану рядом с тобой справа и предметов станет ни один, а сразу десять.
— Теперь ты уже не 1, а совсем другая цифра 10.
— Вот она цифра десять. Значит цифра 10 состоит из двух чисел 1 и 0. С тех пор единица подружилась с нулём. И все остальные цифры поняли, что если ноль встанет рядом, он сделает их на много больше.
— Ребята, как вы думаете, после какой цифры в числовом ряду встанет число 10?
Дети: после цифры 9
— Почему?
Дети: потому что 10 больше 9
— С тех пор все цифры стали жить дружно.
— Ноль был очень занятой, он много думал и писал. Поэтому редко появлялся со всеми цифрами. (убрать цифру ноль)
3.Услышав эту историю девочка Мадина (рисунок с изображением девочки) и решила устроить праздник в честь примирения цифр.
«Спечь задумала Мадина
Пирожков из пластилина
Десять цифр пригласить,
Пирожками угостить.
Вышло девять пирожков.
Стол накрыт и чай готов.»
Работа на наборном полотне.
— Сколько цифр пригласила Мадина?
Дети: 10
— Сколько вышло пирожков?
Дети: 9
(расставить пирожки под цифрами)
— Поровну ли пирожков и цифр?
Дети: нет, не поровну.
— Какому числу не достался пирожок?
Дети: числу 10.
— Почему?
— Что больше: 9 или10?
— Что нужно сделать, чтобы цифр и пирожков стало поровну?
— Если к девяти добавить единицу, получится 10.
— Но вот Мадина несёт ещё один пирожок и говорит: «Дадим пирожок цифре 10»
— Сколько стало пирожков?
Дети: 10
— Как получилось число 10? (Дети отвечают)
Физминутка: «Как живёшь?»
Как живёшь?
-Вот так!
А плывёшь?
— Вот так!
Как бежишь?
— Вот так!
Вдаль глядишь?
— Вот так!
Ждёшь обед?
— Вот так!
Машешь в след?
— Вот так!
Утром спишь?
— Вот так!
А шалишь?
— Вот так!
4. —Теперь Мадина знает все цифры и все сможет сосчитать.
— А вы сможете? (Дети отвечают)
— Я вам буду говорить, кого Мадина видела в зоопарке, а вы будете выкладывать счётными палочками на столах.
Вывешивается схема к стихотворению В. Орлова «Я считаю».
Всё, что вижу во дворе я,
Всё, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоопарк
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз
Это раз.
Чистит пёрышки сова
Это два.
Третьей стала росомаха,
А четвёртой черепаха.
Серый волк улёгся спать
Это пять.
Попугай в листве густой
Он шестой.
Вот лосёнок рядом с лосем
Это будет семь и восемь.
Девять это бегемот.
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый.
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать —
Надо снова начинать!
Вопросы:
— Сколько зверей встретила Мадина в зоопарке? (счёт все вместе)
— Сколько палочек вы выложили на столах?(дети считают каждый у себя на столе)
— Покажи это число?
— После какого числа стоит цифра 10?
— Какой зверь был последним?
— Какой он по счёту?
— Кого увидела Мадина в начале?
— Какой он был по счёту?
— Кто был девятым?
— Каким по счёту был попугай?
— Мы посчитали всех животных, а что останется если все животные вернутся в зоопарк?
— Можно ли это обозначить какой-то цифрой?
Итог занятия.
— С какими цифрами мы познакомились сегодня?
— Где в числовом ряду стоит цифра 0, а где 10?
— Из каких цифр состоит цифра 10?
— Кто может посчитать от 0 до 10?
— Молодцы! Как много мы сегодня узнали. А кто сегодня на занятии умнее стал? Давайте себе похлопаем!
— Наше занятие подошло к концу.
Список литературы:
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе» Воронеж 2007 г.,
- интернет ресурсы www. metod-kopilka. ru
- 13847 просмотров