Конспект урока развития речи в 3 классе
Железнова Алёна Николаевна учитель начальных классов I категории СОШГ № 9 г. Павлодара |
Тема: Подготовка к изложению о четвероногом друге.
По произведению
Цель:
Совершенствование умения правильно строить предложения, употребляя их в устной и письменной речи, обогащать словарный запас учащихся.
Развитие речи учащихся на основе авторского текста, правильности чтения.
Способствовать формированию ответственного отношения к животным.
Ход урока
1. Мотивационный этап
— Для чего вы приходите на урок литературного чтения? Какие знания можно получить?
Операционный этап
2. Речевая разминка
Ученики (хором):
Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.
Чистоговорки:
Цы — ца — цо — це — цу
Сы — са — со — се — су
(прочитать медленно, быстрее, в темпе скороговорки)
Ла — лэ — лы — лу — ло
Ал — эл — ыл — ул — ол
Кла — клэ — клы — клу — кло
(Шёпотом, тихо, быстро. Затем прочитать с ударением в определённом месте)
Учитель: А для чего мы выполняем речевую разминку?
Ученик: Для того, чтобы правильно говорить и хорошо читать.
3. Подготовка к выводу темы урока
Прочитайте с интонацией.
Мой четвероногий друг.
Мой четвероногий друг?
Мой четвероногий друг!
— Как вы считаете, кто может быть четвероногим другом?
4. Отгадайте загадки и узнайте, о каком четвероногом друге мы сегодня будем говорить?
Часто умывается, а с водой не знается.
Сообщение темы урока учителем: урок развития речи. Подготовка к изложению о четвероногом друге. По произведению
— Какую цель мы поставим исходя из темы урока.
5. Составьте устный рассказ (5 предложений) о четвероногом друге
Расскажите соседу в паре.
Заслушивание рассказов детей.
6. Что вы знаете о кошках? Расскажите друг другу
Заслушивание ответов детей.
Ребята приготовили дополнительную информацию. Прослушайте.
Ученик 1: Кошки — представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы. У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи. У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.
Ученик 2: Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.
Ученик 3: Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку.
Ученик 4: На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.
— Что нового вы узнали?
7. Прослушайте текст Л. Н. Толстого , подберите подходящую пословицу.
1. «Добра желаешь, добро и делай».
2. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
3. «Нет друга — ищи, а нашёл — береги»
(слушание рассказа, видеоролик)
— Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
8. Как вы думаете, какая пословица выражает главную мысль произведения?
9. Тест на понимание содержания прочитанного
А) Герои были — брат и сестра?
Б) У кошки родилось 6 котят?
В) Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Г) Дети собирали щавель и не забывали про котёнка.
Д) Две собаки ухватили котёнка и хотели с ним поиграть.
Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них
Ж) Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
10. Проверка
Да, нет, да, нет, нет, да, да.
11. Физкультминутка
У кота — коташки
Круглая мордашка
И на каждой лапке
Коготки — царапки.
Все ему б игрушки,
Кубики, катушки.
Котик словно мячик
По дороге скачет.
Дети выполняют упражнения за учителем, подражая котику.
Если кушаешь ты рыбку, делай так:
Вот поймает мышку киска, делай так:
Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску.
Вот поймает мышку киска, делай так:
Если любят кошку люди, делай так:
Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди, делай так:
12. Беседа по содержанию
А как вы думаете, любил ли Вася своего маленького котёнка? Можете доказать своё утверждение отрывками из текста?
Ученик читает соответствующий отрывок из рассказа
— Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?
— А я думаю, что Вася испытывал ещё одно чувство — чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова?
— Чувство ответственности — очень важное чувство. Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.
— В чём проявилось чувство ответственности у Васи?
— Можно ли сказать, что слова «Мы в ответе за тех, кого приручили», выражают главную мысль рассказа
13. Работа по запоминанию текста
Чтобы лучше запомнить содержание произведения. Прочитайте его, подчеркните непонятные слова и придумайте 3 вопроса по содержанию.
Проверка.
14. Лексическая работа
Амбар — это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
— Как ещё можно назвать котенка? Соберите рассыпавшиеся слова.
токко (коток), шкатико (котишка), нькатеко (котенька), нотёкочек (котёночек), сонькаки (кисонька)
15. Взаимоопрос по придуманным вопросам
— Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, был самым напряжённым, тревожным?
— Написав этот рассказ,
16. Составление плана
Читают, называют части, составляют план:
- Кошка пропала.
- Кошку нашли.
- Котята.
- Забыли котёнка.
- Собаки.
17. Работа в группах
Каждый ученик получает карточку. Читает её, пересказывает товарищу, готовится к выразительному чтению.
Карточка № 1.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка.
Карточка № 2.
Вдруг они услыхали, что
Карточка № 3.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Карточка № 4.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле.
18. Выразительное чтение «Диктор»
Заслушивания чтения детей по карточкам.
19. Итог урока
— Какой четвероногий друг появился сегодня у каждого из вас на уроке?
— Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати?
Давайте напишем пятистишие о котенке.
Самостоятельная работа детей.
20. Заслушивание пятистиший детей
21. Рефлексия
Лист самооценки.
Да | Нет | |
1. Понравилось ли мне произведение
|
||
2. Хорошо ли я запомнил содержание произведения? | ||
3. Смогу я написать изложение по этому произведению? |
Домашнее задание тоже будет необычное. Вы должны написать сочинение о котёнке, который появился у каждого из вас сегодня!
— Спасибо за урок.
Использованные ресурсы:
- 20674 просмотра